к содержанию и качеству жизни, а также стандарты оценки жизненных событий, и проявляются в повседневной жизни в виде нравственных критериев, принципов и правил. Они выступают условием и результатом конвенциональной деятельности человека, гармонизируя его жизненные смыслы, цели и ценности с нормами, принятыми в данном обществе. Нормативные границы частично кодифицированы в правовых документах, они закреплены в моделях коммуникации в форме нравов, обычаев, стереотипов, устойчивых и разделяемых коллективом представлений. Нормы принимаются нерсфлексивно, но при этом служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей. По структуре своей такого рода нормы и правила носят антропологический характер, а по содержанию они культурно специфичны. Нормативные рамки не являются однозначно и жестко заданными, они оставляют людям определенную степень свободы для индивидуального регулирования процесса собственной жизнедеятельности, выбора соотношения между устойчивым и изменчивым аспектами своего образа и стиля жизни. Последствия индивидуальных действий оцениваются как со стороны социальной среды, так и со стороны соответствующих социальных институтов. Моральный общественный идеал в его антропологическом измерении представляет собой форму бесконечности. Но вместе с тем он обнаруживает себя в персонифицированных образах культуры и истории, следовательно, содержит вполне конкретные ценностные ориентиры, которые определяют направления воспитания и проецируются на личность в виде желаемых качеств (любовь, добро, труд, совесть, ответственность и т.д.). Помимо того эти ценности получают вербальное оформление (в рамках философии, культурологии) и становятся основой для целеполагания в рамках педагогики (например, формулировки целей и задач воспитания, критериев оценки результатов и т.д.)'. 36 О единстве образа и слова Э.Фромм писал так: «Воспитание означает знакомство с лучшим из наследия человечества. Но так как большая часть этого наследия выражается словами, то воспитание эффективно только, если эти слова обрели реальность в лице учителя, в практике и устройстве общества. Только материализованная во плоти идея может оказать влияние на человека; |
даниях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества. По определению П. Флоренского, культура — это борьба Логоса с мировым уравниванием — Хаосом, это стремление к раскрытию и осуществлению безусловных ценностей и идеалов. В этом смысле начало культуры и происхождение религии по времени совпадают. Сотворение надличностных и внеприродных сил (идеальных образов, замещающих реальность) — это первый шаг культуры на пути выстраивания своей духовно-нравственной вертикали. Этим шагом человек преодолел древнейший инстинкт идентификации с«врагом» в форме каннибализма и сотворил идеальный образ для поклонения, подражания и самоусиления. Ключевой категорией анализа ценностно-нормативной базы культурной системы является идеал как универсальная и всеопределяющая ипостась бытия человека и культуры, проявляющаяся во всех сферах и на всех уровнях ее функционирования; врелигии, философии, педагогике, общественной идеологии. Идеал и задает суммарный вектор развития культуры, и определяет смысл человеческого существования, перспективу человеческого бытия в индивидуальном преломлении. Если идеалы и ценности устанавливают культурную вертикаль, концентрируя и воплощая предельные устремления к совершенству, то культурная норма определяет границы, правила и социальные санкции, носящие конкретно-исторический характер и отражающие специфику каждой культуры. Культурные нормы носят социальный характер, и следование им предполагает успех социальной интеграции личности. Эти нормы определяют конкретные пути и способыдостижения желаемого (или возможного вданных условиях), требования к содержанию и качеству жизни, а также стандарты оценки жизненных событий, проявляясьв повседневнойжизни в виде нравственных критериев, принципов и правил. Они выступают условием и результатом конвенциональной деятельности человека, гармонизируя его жизненные смыслы, цели и ценности снормами, принятыми в данном обществе. Нормативные границы частично кодифицированы вправовых документах, частично закреплены вповедении как нравы, обычаи, привычки и т. п. или же вустойчивых, разделяемых людьми представлениях. Они принимаются нерефлексивно, тем не менее служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей. По структуре своей такого рода нормы и правила носят антропологический характер, а по содержанию они культурно специфичны. Нормативные рамки не являются однозначно и жестко заданными, а оставляютлюдям определенную степень свободы для индивидуального регулирования процесса собственной жизнедеятельности, выбора соотношения между устойчивым и изменчивым аспектами образа и стиля жизни. Последствия индивидуальных действий оценивают151 |