Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 360]

ность своих поступков, поведенческую и мировоззренческую целостность, преобладание нравственно мотивированных критериев жизненного выбора.
Способность к ответственности задается не столько просчетом возможных карательных санкций, стюлько осознанием степени соответствия (или несоответствия) человеческого поступка нравственному идеалу.
Следовательно, основанием и критерием морального поведения выступают духовные ценности и нравственные идеалы, с которыми человек соотносит себя, свои поступки, жизнь в целом.
Ответственность как категория нравственная сопрягается с проблемой свободы, которая в плостюсти индивидуального бытия решается в единстве поступка, оценки его последствий и готовности нести ответственность за них.
Моральная ответственность предполагает, что уже на этапе выбора поступка человек предвидит ответственность перед другими людьми, собственной совестью, Богом.
Критерием соответствия свершившегося и возможного на личностном уровне выступает совесть как духовно-нравственное переживание разрыва реального и должного.
Суд совести для человека морального по глубине переживаний гораздо фундаментальнее суда юридичесюэго, а его острота свидетельствует о степени личностной зрелости.
Субъект
нравственности это, прежде всего личность, способная к духовно-мотивированным поступкам, выбору, признанию своих действий как собственных и готовности нести ответственность за последствия совершенного.
А формируется, воспитывается, развивается она лишь в диалоге человека с другими людьми, в смысловом поле коммуникаций, которые составляют суть человеческого бытия.
Цель воспитания в том и состоит, чтобы сформировать личность, для которой совесть и ответственность станут важнейшей частью личностного мировоззрения.
360 5.2.
Организация педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент проводился в 2002-2005 уч.
г.г.
на 2-4 курсах и во время производственной практики (5 курс).
Эксперименталь
[стр. 112]

веческого бытияи критериемнравственностивыступаютдуховныеце1шости и нравственные идеалы, скоторыми человек соотносит себя, своипоступки, жизнь в целом.
Следовательно, воснове правоспособности лежит идентичностьчеловека как субъектаморали, ибо основная категория права ответственность— есть прежде всего категория нравственная.
Она соседствует с метафизическойпроблемой свободы, которая вплоскости индивидуального бытия решается в единстве поступка, оценки его последствий и готовности нестиответственность заних.
Способность к ответственности вданном случаезадается нестолько просчетомвозможных карательных санкций, предусмотренных кодифицированнымправом, сколькоосознаниемстепенисоответствия (или несоответствия) человеческого поступка нравственному идеалу.
Поэтому моральная ответственностьсложнееи фундаментальнееответственности юридической: уже на этапевыбора поступка человек предвидит ответственность не столько перед законом, сколько перед неким абсолютом (Богом,другими людьми, передсобственнойсовестью).
В моральной плоскости образным аналогом института судебной власти выступает совестькак духовно-нравственноепереживание разрывареального и должного, индикатор соответствия свершившегося и возможного.
Суд совестиднячеловека морального поглубинепереживанийгораздо фундаментальнее суда юридического.
Поэтому основные категории правосознания— действие, ответственностьи вменяемость— этокатегории нравственные, свидетельствующие о степени личностной зрелости.
Субъект
права — это личность,способнаяк духовно-мотивированным поступкам, выбору, признанию своихдействийкак собственныхиготовностинести ответственностьзапоследствия совершенного.
Формируется, воспитывается и развивается она лишь в «общительнойсвязи»человекасдругимилюдьми(В.Сильвестров), всмысловомполедиалога, который составляетсутьчеловеческого бытия.
Таким образом, общая зона проблематики морали иправа — мир человеческой коммуникации, человеческая связь, опосредуемая языком'.
Лишь ' При этом обнаруживается и специфика функционирования права и морали: если нравственные переживания ограничиваются сферой индивидуального сознания, где человеческая связь предстает в опосредованной форме (совесть как идеально мыслимая и нравственно переживаемая «совесть»), то право функционирует и проявляет себя лишь в системе непосредственных человеческих связей и отношений, в процессе взаимодействия, где человек «лицом к лицу» по отношению к другому.
Если в морали чувство ответственности переживается на уровне индивидуального сознания, то правовая ответственность проявляется в общественном, «публичном» пространстве вопроса и ответа, словесного доказательства, обоснования и защиты действий и поступков.
Поэтому функционирующее в коммуникативном пространстве право дает субъекту возможность обрести и осуществить типично «человеческие» (то есть обретенные в социуме, в обществе) права и возможности.
112

[Back]