Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 42]

ний учет закономерностей развития человеческой индивидуальности.
Поэтому при формулировке целей современного обучения и воспитания приоритетом становится формирование свободной и ответственной личности, способной
юэнструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием.
При этом интеллектуальное развитие должно сочетаться с нравственным развитием личности, воспитанием способности продуктивного общения, гражданской ответственности'.
В настоящее время педагогическая антропология обнаруживает себя в двух плоскостях.
С одной стороны, она выступает в качестве самостоятельного направления педагогической науки, исповедующей целостное и системное видение человека как субъекта и объекта образовательной деятельности, как способ интеграции различных знаний о человеке в аспекте воспитания.

С другой стороны, педагогическая антропология выступает методологией педагогической теории и практики, как метанаука о воспитании, теоретическая база отраслей педзгогичесшго знания^.
Антропологический подход, центрируемый на человеке как высшей ценности и главном смысле, создает необходимую основу для выработки целостной системы гуманистической педагогики от ее
методологичес1ю го фундамента до организационных аспектов.
Данный подход выступает и как методологическое, и как ценностное, и как целевое обоснование образовательной деятельности, и как ее организационный принцип.
Антропологический подход задает четкий методологический ориентир для построения конкретного процесса развития человека как
лич42 ‘ Алексеев Н., Семенов И., Швырев В.
Философия образования: концептуально-методологические средства анализа.

http://www.infonnika.ru /lext/magaz/higher/ 3_97/5razdel.ntml ^ Интересной гранью антропологического подхода является анализ человеческой целостности сквозь призму его души.
В
этой связи образование, педагогический процесс должны «ориентироваться на целостную душу со всеми ее атрибутами, т.е.
на познание чувства и волю».
Следовательно, и
историкопедагогический процесс с этой точки зрения можно рассматривать как условие и способ целенаправленного развития человеческой души.
Зинченко В.П.
Аффект и интеллект в образовании.
М., 1995.
С.11
[стр. 47]

Подводя некоторые итоги, следует отметить особую роль отечественной философской мысли в развитии образовательных концепций.
Она обусловлена прежде всего тем, что русская философия смогла интерпретировать религиозный пласт духовной культуры человечества в контексте практических задач воспитания человека.
Поэтому основные идеи Вл.
Соловьева, Н.
Бердяева, И.
Ильина и других философов можно рассматривать как важную составляющую методологической, мировоззренческой базы для разработки концепции гуманитарного образования.
Квинтэссенцией гуманистических исканий всех направлений гуманитарной мысли выступает человек, постижение высшего смысла бытия которого становится главным вроссийской гуманитарной культуре.
Именно такое понимание антропологического принципа представляет реальную альтернативу модели человека, сложившейся в рамках классического рационализма Запада.
Сегодня объективный характер возрастания методологического значения и прикладной ценности антропологизма в педагогике обусловливается в числе прочего тем, что в отношениях между индивидом и обществом однонаправленность, жесткий детерминизм и регламентация постепенно уступают место большей эластичности, многосторонности социальных связей человека.
Это создает больший простор проявлению его индивидуальности, что объективно формирует необходимые предпосылки для выработки соответствующих подходов к образованию, опирающихся на всесторонний учет закономерностей развития человеческой индивидуальности.
Поэтому при формулировке целей современного обучения и воспитания приоритетом становится формирование свободной и ответственной личности, способной
конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием.
При этом интеллектуальное развитие должно сочетаться с нравственным развитием личности, воспитанием способности продуктивного общения, гражданской ответственности'.
В настоящее время педагогическая антропология обнаруживает себя в двух плоскостях, с одной стороны, она выступает в качестве самостоятельного направления педагогической науки, исповедующей целостное и системное видение человека как субъекта и объекта образовательной деятельности, как способ интеграции различных знаний о человеке в аспекте воспитания.
'
А лексеев Н., Семенов И., Ш вы рев В.
Философия образования: Концептуально-методологические средства анализа:
[Электронный ресурс]: ЬНр:// \»'Л'\у.1пГогт1ка.ги/1;сх1/та8а2/Ь1ёЬег/3_97/5га2с1е1.Ь1гп1 47

[стр.,48]

с другой — педагогическая антропология является методологией педагогической теории и практики, как метанаука о воспитании, теоретическая база всех отраслей педагогического знания'.
Антропологический подход, центрируемый на человеке как высшей ценности и главном смысле, создает необходимую основу для выработки целостной системы гуманистической педагогики — от ее
методологического фундамента до организационных аспектов.
Данный подход выступает и как методологическое, и как ценностное, и как целевое обоснование образовательной деятельности, и как ее организационный принцип.
Антропологический подход задает четкий методологический ориентир для построения конкретного процесса развития человека как
личности и как индивидуальности, в единстве его духовного и физического начал.
Именно он позволяет преодолеть оппозицию социализации и индивидуализации личности, увидеть их сущностное единство и обеспечить гармоничное сочетание и взаимодополнение.
Развитие антропологического подхода в образовании обусловило его гуманизацию в целом, которая по праву считается одной из наиболее существенных прогрессивных тенденций педагогической науки и практики X X века.
В принципиалыгом плане гуманизация — очеловечение.
Она направлена на реализацию человеческого потенциала, и ее критерием выступает полнота самоосуществления, степень активности, свободы поведеш ь и деятельности впространстве культуры индивида, который становится человеком, развиваясь как социальное (личность) и индивидуальное (индивидуальность) существо.
Антропологический принцип в образовании задает наиболее общее направление развития педагогической теории и воспитательной практики.
Его содержание модифицируется в зависимости от того смысла, которым наделяет конкретная культурная эпоха понятие «человек».
Следовательно, специфика и содержание педагогической антропологии и как самостоятельного направления педагогической науки, и как методологии педагогической теории и практики строятся па основе понимания сущности человека.
И это закономерно, поскольку развитие педагогического знания жестко коррелируется сдостижениями других социально-гуманитарных наук, открывающих законы развития человека во всей полноте его ' Интересной гранью антропологического подхода является анализ человеческой целостности сквозь призму его души.
В
связи с этим образование, педагогический процесс должны «ориентироваться на целостную душу со всеми се атрибутами, то есть на познание чувства и волю».
Следовательно, историкопедагогический процесс с этой точки зрения можно рассматривать как условие и способ целенаправленного развития человеческой души ( З и н ч е н к о В.
П.
Аффект и интеллект в образовании.
— М ., 1995.
— С.
11).

48

[Back]