Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 43]

ности и как индивидуальности, в единстве его духовного и физического начал.
Именно он позволяет преодолеть оппозицию социализации и индивидуализации личности, увидеть их сущностное единство и обеспечить гармоничное сочетание и взаимодополнение.
Развитие антропологического подхода в
педагогике обусловило ее гуманизацию в целом, которая, по праву, считается одной из наиболее существенных прогрессивных тенденций педагогической науки и практики X X века.
В
принципиальном плане гуманизация это очеловечивание.
Она направлена на реализацию человеческого
потеЕщиала и ее критерием выступает полнота самоосуществления, степень активности, свободы поведения и деятельности в пространстве культуры индивида, который становится человеютм, развиваясь как социальное (личность) и индивидуальное (индивидуальность) существо.
Антропологический принцип
педагогики задает наиболее общее направление развития педагогической теории и воспитательной практики.
Его содержание модифицируется в зависимости от того смысла, которым наделяет конкретная культурная эпоха понятие «человек».
Следовательно, специфика и содержание педагогической антропологии и как самостоятельного направления педагогической науки, и как методологии педагогической теории и практики,
строится на базе понимания сущности человека.
И это закономерно, поскольку развитие педагогического знания жестко коррелируется с достижениями других социально-гуманитарных наук, открывающих законы развития человека во всей полноте его
социального, культурного и индивидуального бытия.
Поэтому наука всегда занимала существенное место в развитии образовательных систем образование основывается на определенной ее концепции'.
Особую роль
здесь играет философия, которая исследует сущность образовательных институ43 В частности, Просвещение, построив иормативистскоунифишфованный образ науки, продолжило и усилило те средневековые традиции образования, которые были связаны с обучением, распространив дисциплинарный подход на содержание, формы образования, саму структуру научного знания, воспроизводимого в систе.ме образования.
Петрова Л.6.

Новая философия образования: истоки и
перспективы, http://res.krasu.ru/ рагаaigma/3/petrova.mm
[стр. 48]

с другой — педагогическая антропология является методологией педагогической теории и практики, как метанаука о воспитании, теоретическая база всех отраслей педагогического знания'.
Антропологический подход, центрируемый на человеке как высшей ценности и главном смысле, создает необходимую основу для выработки целостной системы гуманистической педагогики — от ее методологического фундамента до организационных аспектов.
Данный подход выступает и как методологическое, и как ценностное, и как целевое обоснование образовательной деятельности, и как ее организационный принцип.
Антропологический подход задает четкий методологический ориентир для построения конкретного процесса развития человека как личности и как индивидуальности, в единстве его духовного и физического начал.
Именно он позволяет преодолеть оппозицию социализации и индивидуализации личности, увидеть их сущностное единство и обеспечить гармоничное сочетание и взаимодополнение.
Развитие антропологического подхода в
образовании обусловило его гуманизацию в целом, которая по праву считается одной из наиболее существенных прогрессивных тенденций педагогической науки и практики X X века.
В
принципиалыгом плане гуманизация — очеловечение.
Она направлена на реализацию человеческого
потенциала, и ее критерием выступает полнота самоосуществления, степень активности, свободы поведеш ь и деятельности впространстве культуры индивида, который становится человеком, развиваясь как социальное (личность) и индивидуальное (индивидуальность) существо.
Антропологический принцип
в образовании задает наиболее общее направление развития педагогической теории и воспитательной практики.
Его содержание модифицируется в зависимости от того смысла, которым наделяет конкретная культурная эпоха понятие «человек».
Следовательно, специфика и содержание педагогической антропологии и как самостоятельного направления педагогической науки, и как методологии педагогической теории и практики
строятся па основе понимания сущности человека.
И это закономерно, поскольку развитие педагогического знания жестко коррелируется сдостижениями других социально-гуманитарных наук, открывающих законы развития человека во всей полноте его '
Интересной гранью антропологического подхода является анализ человеческой целостности сквозь призму его души.
В связи с этим образование, педагогический процесс должны «ориентироваться на целостную душу со всеми се атрибутами, то есть на познание чувства и волю».
Следовательно, историкопедагогический процесс с этой точки зрения можно рассматривать как условие и способ целенаправленного развития человеческой души ( З и н ч е н к о В.
П.
Аффект и интеллект в образовании.
— М ., 1995.
— С.
11).
48

[стр.,49]

социального, культурного и индивидуального бытия.
Поэтому наука всегда занимала существенное место вразвитии образовательных систем — образование основывается на определенной ее концепции'.
Особую роль
при этом играет философия, которая исследует сущность образовательных институтов вих содержательной и функциональной обусловленности культурой и обществом, самого человека как субъекта деятельности.
В идеале для максимальной востребованности этих знаний необходима базисная человековедческая дисциплина, синтезирующая и интерпретирующая разноуровневые знания о нем.
К сожалению, человековедение не выработало сколько-нибудь общепринятой концепции человека^ Кроме того, нельзя не принимать во внимание утверждение, что человек — «существо, открытое бесконечным возможностям»’.
Сущностью человека является его «способность строить себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о собственной сущности»“.
Сегодня содержание антропологизма характеризуется также наиболее важными проблемами цивилизационного развития, которые порождаются человеком и разрешение которых на него же возлагается.
Разрушается традиционная (классическая) картина мира (в литературе это обозначено как эпистемологический и культурно-семиотический кризис).
Человечество осознает неоднозначность результатов научно-технического прогресса, который, существенно улучшив условия жизни людей, вызвал кризисы, поставившие человечество на грань выживания.
В связи сэтим реформирование образования предполагает предварительную корректировку на мировоззренческом уровне самого образа человека, на воплощение которого будет нацелена педагогическая деятельность.
Безусловно, в структуру такого образа должны быть «встроены» инструментальные и личностные качества, благодаря которым современный мир сможет выйти изсистемного цивилизационного кризиса.
Корректировка содержания антропологизма актуализируется также в связи с переходом человеческой цивилизации к ее информационной фазе развития, что влечет за собой образовательные и воспитательные проблемы.
' В частности, эпоха Просвещения, построив нормативистско-унифицированный образ науки, продолжила и усилила те средневековые традиции образования, которые были связаны с обучением, распространив дисциплинарный подход на содержание, формы образования, саму структуру научного знания, воспроизводимого в системе образования (П е т р о в а Л.
В.
Новая философия образования: истоки иперспекпты:
[Электронный ресурс]: Ьир://ге8.кга5и.п1/рага<118та/3/ре1гоУа.Ыт).
’ Б о р з е н к о в В .
Г.
Человек, наука, методология науки // Человек.
— 1995.
~ № 5.
— С.
9.
’ Ф арре Л.
Философская антропология // Это человек: Антология.
— М ., 1995.
— С.
197.
“ Щ едровицкий П .
Г .
Очеркипо философииобразования.— М., 1992,— С.
109.
49

[Back]