Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 45]

озно-этических и философских концепциях на базе понимания сущности человека) и требованиями общества, продиктованными его актуальными проблемами.
Антропологическое измерение образования позволяет рассмотреть развитие данного социального института как процесс реализации гуманистического потенциала культуры и как результат, когда в социокультурном пространстве действует высоконравственный и социально ответственный субъект, преобразующий и созидающий себя и мир.

В контексте педагогической проблематики антропологический критерий переносит акцент с исследования собственно педагогических феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего ее высшие устремления и достижения.
Этот субъект рассматривается как формирующаяся и формируемая
личность, вектор устремлений которой задается общественным идеалом.
При этом
педагогическая система (ее институты, цели, содержание, методы, формы, средства) выступает в роли условий, обеспечивающих динамику личностного становления и развития в направлении нормы.
Реализация антропологического принципа в познании предполагает учет двух обстоятельств.
С одной стороны, антропологическая методология не может ограничивать смысл
человека исключительно его экзистенцией, поскольку человеческая субъективность развертывает себя лишь в реальном историческом континууме.
С другой
стороны, человек, оставаясь глубоко укорененным в объективно-исторических структурах, никогда полностью не выражает свою сущность в наличных социальных формах.
Значительная часть его бытия всегда существует в сфере экзистенциальности'.
Внутри антропологического знания, которое выступает в качестве мировоззренческой базы
педагогаческих систем, можно выделить различные методологии, порождающие различные педагогические парадигмы.
45 ‘ Гуревич П.С.
Разрушительное в человеке как тайна // Фромм Э.
Анатомия человеческой деструктивности.
М., 1994.
С.9;
Фролов И.Г., Гуревич П.С.
Человекознание // Ч^еловек.
1994.
№ 6.
С.
9.
[стр. 11]

цептуальные идеи, которые определили методологический формат данной работы.
1.
Образовательные системы, обладающие внутренней сущностью и имеющие логику саморазвития, функционально и содержательно обусловлены макрофакторами (типом культуры, религиозной системой, стадией формационного развития общества, господствующей идеологией).
Поэтому формирование целостного представления о феномене образования (его генезизе, динамике) предполагает изучение как педагогических теорий и воспитательных практик, так и совокупности цивилизационных и формационных факторов.
2.
В основе педагогических концепций и воспитательных практик — этический идеал, формирующийся определенной культурой и концентрирующий в себе ее представление о наиболее сущностных ценностных основаниях бытия и способах их воплощения.
Следовательно, историю педагогики можно представить как цикличный процесс возникновения, утверждения, кризиса и смены доминирующего идеала, который зарождается в недрах культуры и получает оформление в этических и философско-антропологических системах.
В философско-антропологическом ракурсе идеал можно рассматривать как определенное сочетание трех компонентов феномена «человек»: духовного, социального и физического, В онтологическом — эти компоненты, во-первых, предстают в виде соответствующих групп качеств человека, формирующихся за счет освоения и преобразования элементов культуры, социума, природы; во-вторых, они же, с точки зрения образовательной теории и практики, выступают основными стратегиями развития (которые должны быть обеспечены многоуровневым педагогическим комплексом ценностей, целей, знаний, методов, ресурсов): духовного (предполагающего формирование ценностнонормативной, когнитивной и деятельностной сфер человеческой субъективности); социального (развитие личности как субъекта социальных отношений и профессиональной деятельности); физического.
Иерархия, содержательное наполнение, ценностная и инструментальная оснащенность этих стратегий задаются типом культурной системы и конкретной исторической ситуацией.
При этом доминирование одной из стратегий оказывает влияние на специфику культуры, определяя области ее высочайших достижений.
3.
Наиболее продуктивным способом концептуализации социальногуманитарного знания (в том числе и педагогического) является антропологический подход, который переносит акцент сисследования собственно педагогических феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего ее высшие устремления и достижения.
В контексте образовательных систем этот субъект рассматривается как формирующаяся и формируемая 11

[стр.,20]

в ней так или иначе проявляются и даже формируются вседругие реальности, действительные и возможные*.
В контексте образовательной проблематики антропологический критерий переносит акцент сисследования собственно педагогических феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего ее высшие устремления и достижения.
В контексте образовательных систем этот субъект рассматривается как формирующаяся и формируемая личность, вектор устремлений которой задается общественным идеалом.
При этом
образовательная система (ее институты, цели, содержание, методы, формы, средства) выступает в роли условий, обеспечивающих динамику личностного становления и развития внаправлении нормы.
Реализация антропологического принципа в познании предполагает учет двух обстоятельств.
С одной стороны, антропологическая методология не может ограничивать смысл
существования человека исключительно его экзистенцией, поскольку человеческая субъективность проявляется лишь в реальном историческом континууме.
С другой человек, оставаясь глубоко укорененным в объективно-исторических структурах, никогда полностью не выражает свою сущность в наличных социальных формах.
Значительная часть его бытия всегда существует в сфере экзистенциальности1 Внутри антропологического знания (которое выступает в качестве мировоззренческой базы
образовательных систем) можно выделить две методологии, порождающие различные образовательные парадигмы.
1.1.
Субъективистские модели антропологизма Первая антропологическая методология сформировалась в недрах западной антропоцентрической культуры.
Ее истоки обнаруживаются внемецкой классической философии.
Именно философия определила новую концепцию образования сдоминированием принципа антропологизма в его сегодняшнем значении.
Развитый внемецкой классической философии (Гердер, Гумбольдт, Гегель, Кант, Шеллинг) вектор человеческой субъективности (акцентирующий внимание на проблемах самосознания личности, ее самодеятельности всамопознании себя и культуры) стимулировал в начале X IX века формирование модели антропоцентризма сдоминированием полюса (ценности) самосознания впротивовеспросветительской кон’ О р т е г а и Г а с с е т X.
История как система // Вопросы философии.
— 1996.— №6, — С.
79-103.
Г у р е в и ч П.
С.
Разрушительное в человеке как тайна // Фромм Э.
Анатомия человеческой деструктивности.— М ., 1994.
— С .

9;Ф р о л о в И .
Т .
, Г у р е вич П.
С.
Человекознание // Человек, — 1994.
— № 6.
— С.
9.
20

[стр.,50]

Следовательно, педагогический процесс в антропологической плоскости можно определить как систему условий и методов целенаправленной актуализации человеческих возможностей всоответствии с идеалом (то есть ценностно-нормативной моделью человека, формируемой в религиозно-этических и философских концепциях на основе понимания сущности человека) и требованиями общества, продиктованными его насущными проблемами.
Антропологическое измерение образования позволяет рассмотреть развитие данного социального института как процесс реализации гуманистического потенциала культуры и как результат, когда в социокультурном пространстве действует высоконравственный и социально ответственный субъект, преобразующий и созидающий себя и мир.

[Back]