Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 48]

активное несогласие с механистической и психоаналитической концепциями человека, каждая из которых деформировала человеческую сущность.
Гуманистическая методология была вызвана к жизни рядом серьезных социокультурных и экзистенциальных проблем того времени.

«В истории идей случаются узловые точки относительно короткие периоды времени, когда много замечательных людей собираются в одном месте и, соединяя свои силы, осуществляют прорыв в знаниях ...

в определенной области и вносят значительный вклад в культуру»'.

Она формировалась в оппозиции к бихевиористской и «клинической» концепциям человека.
Это обнаруживается уже на уровне категориального аппарата.
Если с бихевиоризмом связаны такие понятия, как «объективный», «экспериментальный», «реактивный», «операциональный подход», а психоаналитическое течение характеризуется терминами «инстинктивный», «динамический подход», то стержневыми категориями «третьего направления» являются «феноменологический», «экзистенциальный», «гуманистический», «Я-теория», «самоактуализация».
«Третье» движение подхватило «выпавшую» у экзистенциалистов человекоутверждающую сторону античного мировоззрения и
формировало новое понимание целостности человека как меры всех вещей, а личности — как обладающей априорной ценностью, способностью к свободному творчеству и самораскрытию.
В мире пессимизма гуманисты творили «новый миф» о «золотом веке» человечества, естественном, оптимистичном человеке и воплощали его в собственной жизни^.

Смена психолого-антропологичесютй парадигмы связана, прежде всего, с концепцией А.Маслоу, которая получила название «гуманистическая психология», «гуманистическая психотерапия», «гуманистическая педагогика».
Именно его разработки стали психологомировоззренческим основанием (и обоснованием) многих современных коммуникативных технологий.

Б.С.Братусь, анализируя генезис этого 48 ' См.: Ш ^ с В.
Глубокая простота.
Основы социальной философии / Пер.
с англ.
СПб.:
Ред.-издат.
фирма «Роза Мира», 1993.
С.
6.
^ Брылева Л.Г.
Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии.

Дисс.
...докг.
культуролог, наук.
СПб, 1996.
[стр. 22]

почти целиком формируется к концу пятого года жизни, а вдальнейшем ее развитие заключается вдополнении этой базовой структуры и состоит в овладении новыми методами уменьшения напряжения'.
Теория мотивации Фрейда трактует человека как существо, с рождения находящееся под давлением многих и до конца неосознаваемых и неконтролируемых желаний.
Поэтому человек сам не всостоянии полностью осознать мотивы своего поведения.
Задача исследователя — вскрыть глубинные потребности и мотивы поведения.
С этой целью используются проективные методы исследований, преодолевающие личностные барьеры и позволяющие проникнуть вподсознание личности.
Вторая разновидность антропологической методологии воплотилась в так называемом гуманистическом направлении (Маслоу, Роджерс и др.).
Его авторов объединяет ценностное отношение к личности и активное несогласие с механистической и клинической (психоаналитической) концепциями человека, каждая из которых деформировала человеческую сущность.
Гуманистическая методология была вызвана к жизни рядом серьезных социокультурных и экзистенциальных проблем того времени^.

Она формировалась в оппозиции к бихевиористской и «клинической» концепциям человека.
Это обнаруживается уже на уровне категориального аппарата.
Если с бихевиоризмом связаны такие понятия, как объективный, экспериментальный, реактивный, операциональный подход, а психоаналитическое течение характеризуется терминами инстинктивный, динамический подход, то стержневыми категориями «третьего направления» являются феноменологический, экзистенциальный, гуманистический, Я-теория, самоактуализация.
«Третье» движение подхватило «выпавшую» у экзистенциалистов человекоутверждающую сторону античного мировоззрения и
сформировало новое понимание целостности человека как меры всех вещей, а личности — как обладающей априорной ценностью, способностью к свободному творчеству и самораскрытию.
В мире пессимизма гуманисты творили «новый миф» о «золотом веке» человечества, естественном оптимистичном человеке и воплощали его в собственной жизни\
‘ Ф р е й д 3 .
0 психоанализе: Пять лекций.
— М ., 1990.
— С.
38.
«В истории идей случаются узловые точки — относительно короткие периоды времени, когда много замечательных людей собираются в одном месте и, соединяя свои силы, осуществляют прорыв в знаниях
<,..> в определенной области и вносят значительный вклад в культуру» (Ш у т е В.
Глубокая простота: Основы социальной философии: Пер.
с англ.
— СПб.,
1993.
— С.
6).
^Бры лева Л.
Г.
Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии:
Автореф.
дис....
д-ра культуролог, наук.
— СПб., 1996.
22

[стр.,23]

Смена психолого-антропологической парадигаы связана прежде всего с концепцией А.
Маслоу, которая получила название
гуманистической психологии, гуманистической психотерапии, гуманистической педагогики.
Именно его разработки стали психолого-мировоззренческим основанием (и обоснованием) многих современных коммуникативных технологий'.

Основными посылками гуманистической психологии (психотерапии, педагогики) являются следующие^ Человек представляет собой уникальное целостное образование, которое не может быть сведено к таким отдельным элементам, как реакции, мысли, эмоции и потребности.
Индивид состоит из двух подсистем: <сЯ» и «организм», которые образуют единое целое.
Человек действует во внешнем мире, который также целостен и интегрирован.
В естественных условиях индивид и социальный мир образуют единую систему.
Человек, который хочет жить в согласии со своей натурой, быть самим собой, сохранять свою независимость и чувствовать удовлетворение от жизни, должен стать гармоническим целым, основные компоненты которого — «Я» и «организм» — образуют систему, называемую индивидуальностью.
Однако в реальных условиях (когда межличностные отношения могут быть напряженными и враждебными) индивид не всегда может жить всогласии со своей натурой.
Между различными ролями, между его истинным «Я» и требованиями, предъявляемыми другими людьми, между его настоящими и декларируемыми убеждениями нередко возникают противоречия и конфликты.
Основным свойством человеческой натуры является развитие, обусловленное внутренними факторами.
Силы, определяющие развитие, таятся всамом человеке.
Движущая сила человеческой деятельности — стремление к самоактуализации, к реализации собственныхпотенциальных возможностей.
Жизнь без самоактуализации не является подлинной, истинно человеческой жизнью.
Самоактуализация для каждого человека — процесс, носящий уникальный характер.
Проявлением самоактуализации может быть любовь, творчество, альтруистские поступки, развитие собственного «Я».
В условиях, когда доминирует дух соперничества и погони за успехом, людей чаще интересует конечный результат творчества.
Этот результат определяет оценку индивида, становится товаром, который можно продать и купить.
Для человека, стремящегося к самоактуализации.
' Б.
Братусь, анализируя генезис этого движения, рассматривает в качестве его философско-культурологической базы новоренессансное обращение к идеям классической Греции и европейского Возрождения (Начала христианской психологии: Учебн.
пос.
для вузов/ Б.
С.
Братусь, В.
Л.
Воейков, С.
Л.
Воробьев идр.
— М., 1995.
— С.
37).
-Ко21е1еск1 I.
Копсерс)е рзусЬсЬ^ютие с21ои1ека.
— '\Vа^52а^Vа, 1980.
23

[Back]