соперничества и погони за успехом, людей чаще интересует конечный результат творчества. Этот результат определяет оценку индивида, становится товаром, который можно продать и купить. Для человека, стремящегося к самоактуализации, творчество превращается в источник новых впечатлений и движущую силу развития самого себя. Его интересует не столько конечный продукт, сколько сами переживания в процессе творчества. Человек по своей натуре является добрым, его стремления носят конструктивный и положительный характер. Если индивид действует деструктивным образом, проявляет агрессивность, то это происходит не потому, что он обладает такой натурой, а потому, что он действует вопреки своей натуре, что действительность, в которой он живет, блокирует развитие его истинных стремлений, носящих положительный характер. Поведение человека обусловлено сегодняшним днем, тем, что человек воспринимает и переживает в данный момент, что происходит “здесь и сейчас”. Актуальный опыт индивида является для него самым большим авторитетом. То, что в данный момент происходит в сознании, то, как человек воспринимает себя, других людей и мир, определяет содержание процесса самоактуализации. Индивид, который живет прошлым или надеется на жизнь в будущем, не достигает полного развития. Центральной идеей данного направления стала концепция самоактуализирующейся личности Маслоу и его теория мотивации. Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней, принятие (себя, других, природы), спонтанность, простота, естественность, центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе), некоторая отъединенность и потребность в уединении, автономия, независимость от культуры и среды, постоянная свежесть оценки, мистичность и опыт высших состояний, чувства сопричастности, единения с другими, более глубокие межличностные отношения, демократическая структура характера, различение средств и целей, добра и зла, философское, невраждебное чувство юмора, самоактуализирующееся творче50 |
Смена психолого-антропологической парадигаы связана прежде всего с концепцией А. Маслоу, которая получила название гуманистической психологии, гуманистической психотерапии, гуманистической педагогики. Именно его разработки стали психолого-мировоззренческим основанием (и обоснованием) многих современных коммуникативных технологий'. Основными посылками гуманистической психологии (психотерапии, педагогики) являются следующие^ Человек представляет собой уникальное целостное образование, которое не может быть сведено к таким отдельным элементам, как реакции, мысли, эмоции и потребности. Индивид состоит из двух подсистем: <сЯ» и «организм», которые образуют единое целое. Человек действует во внешнем мире, который также целостен и интегрирован. В естественных условиях индивид и социальный мир образуют единую систему. Человек, который хочет жить в согласии со своей натурой, быть самим собой, сохранять свою независимость и чувствовать удовлетворение от жизни, должен стать гармоническим целым, основные компоненты которого — «Я» и «организм» — образуют систему, называемую индивидуальностью. Однако в реальных условиях (когда межличностные отношения могут быть напряженными и враждебными) индивид не всегда может жить всогласии со своей натурой. Между различными ролями, между его истинным «Я» и требованиями, предъявляемыми другими людьми, между его настоящими и декларируемыми убеждениями нередко возникают противоречия и конфликты. Основным свойством человеческой натуры является развитие, обусловленное внутренними факторами. Силы, определяющие развитие, таятся всамом человеке. Движущая сила человеческой деятельности — стремление к самоактуализации, к реализации собственныхпотенциальных возможностей. Жизнь без самоактуализации не является подлинной, истинно человеческой жизнью. Самоактуализация для каждого человека — процесс, носящий уникальный характер. Проявлением самоактуализации может быть любовь, творчество, альтруистские поступки, развитие собственного «Я». В условиях, когда доминирует дух соперничества и погони за успехом, людей чаще интересует конечный результат творчества. Этот результат определяет оценку индивида, становится товаром, который можно продать и купить. Для человека, стремящегося к самоактуализации. ' Б. Братусь, анализируя генезис этого движения, рассматривает в качестве его философско-культурологической базы новоренессансное обращение к идеям классической Греции и европейского Возрождения (Начала христианской психологии: Учебн. пос. для вузов/ Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев идр. — М., 1995. — С. 37). -Ко21е1еск1 I. Копсерс)е рзусЬсЬ^ютие с21ои1ека. — '\Vа^52а^Vа, 1980. 23 творчество превращается висточник новых впечатлении и движущую силу развития самого себя. Его интересует не столько конечный продукт, сколько сами переживания в процессе творчества. Человек по своейнатуре добр, его стремления носят конструктивный и положительный характер. Если индивид действует деструктивным образом, проявляет агрессивность, то это происходит не потому, что он обладает такой натурой, а потому, что он действует вопреки своей натуре, что действительность, в которой он живет, блокирует развитие его истинных стремлений, носящих положительный характер. Поведение человека обусловлено сегодняшним днем, тем, что человек воспринимает и переживает в данный момент, что происходит «здесь и сейчас». Актуальный опыт индивида является для него самым большим авторитетом. То, что в данный момент происходит в сознании, то, как человек воспринимает себя, других людей и мир, определяет содержание процесса самоактуализации. Индивид, который живет прошлым или надеется на жизнь в будущем, не достигает полного развития. Основной идеей данного направления стала концепция самоактуализирующейся личности Маслоу и его теория мотивации'. Классификация мотивов здесь существенно отличается от более ранних классификаций, предпринятых другими авторами. Во-первых, Маслоу разграничивает не отдельные потребности, а их группы, которым соответствуют группы мотивов. Во-вторых, эти группы иерархизированы соответственно их роли в развитии личности. Потребности низших уровней называются нуждами, а высших — потребностями роста. Маслоу выделяет пять групп базовых потребностей: физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т. п.); потребность в безопасности (защита от боли, страха, неустроенности, порядок, стабильность); потребность в контактах и любви (дружба, любовь, идентификация); потребность впризнании, оценке, уважении и самоуважении; потребность в самоактуализации (реализация собственных возможнос’ Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность; простота; естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая отъединенность и потребность в уединении; автономия; независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; мистичность и опыт высших состояний; чувства сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различие средств и целей, добра и зла; философское, невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество; сопротивление аккультуризации; трансцендирование любой частной культуры (Ма51о\у А. Н. Мойуабоп апб регзопаШу: Кеу. еб. — N. V., 1970). 24 |