Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 51]

ство, сопротивление аккультуризации, трансцендирование любой частной культуры'.
Классификация мотивов здесь существенно отличается от более ранних классификаций, предпринятых другими авторами.
Во-первых, Маслоу разграничивает не отдельные потребности, а их группы, которым соответствуют группы мотивов.
Во-вторых, эти группы иерархизированы соответственно их роли в развитии личности.
Потребности низших уровней называются нуждами, а высших потребностями роста.
Маслоу выделяет пять
фупп базовых потребностей; физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т.п.); потребность в безопасности (защита от боли, страха, неустроенности, порядок, стабильность); потребность в контактах и любви (дружба, любовь, идентификация); потребность в признании, оценке, уважении и самоуважении; потребность в самоактуализации (реализация собственных возможностей и способностей, потребность в понимании и осмыслении себя и окружения).
Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов,
гласящего, что, прежде чем активизируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня^.
В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает низшая потребность.
Однако приоритет временно неудовлетворенных низших потребностей не всегда блокирует самоактуализацию, она может приобретать своеобразную функциональную автономию.
Концепции, составившие ядро «третьего» направления, с начала
60-х годов становятся значительной социальной и культурной силой, определяя логику развития педагогики, менеджмента, маркетинга.
Во многих городах СШ А и стран Западной Европы создаются «центры развития»Ь Формируется и распространяется движение «За практическое
раз51 ' См.: Maslow А.Н.
Motivation and personality.
Rev.
ed.
N.Y.: Harper and Row.
1970.
^ Хекхаузен A.
Мотивация и деятельность.
В 2-х томах / Пер.
с нем.
М.:
Педагогика, 1986.
Т.
1.
Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Пер.
с англ.
М.:
Инт общегуманитарных исследований, 1995.
[стр. 24]

творчество превращается висточник новых впечатлении и движущую силу развития самого себя.
Его интересует не столько конечный продукт, сколько сами переживания в процессе творчества.
Человек по своейнатуре добр, его стремления носят конструктивный и положительный характер.
Если индивид действует деструктивным образом, проявляет агрессивность, то это происходит не потому, что он обладает такой натурой, а потому, что он действует вопреки своей натуре, что действительность, в которой он живет, блокирует развитие его истинных стремлений, носящих положительный характер.
Поведение человека обусловлено сегодняшним днем, тем, что человек воспринимает и переживает в данный момент, что происходит «здесь и сейчас».
Актуальный опыт индивида является для него самым большим авторитетом.
То, что в данный момент происходит в сознании, то, как человек воспринимает себя, других людей и мир, определяет содержание процесса самоактуализации.
Индивид, который живет прошлым или надеется на жизнь в будущем, не достигает полного развития.
Основной идеей данного направления стала концепция самоактуализирующейся личности Маслоу и его теория мотивации'.
Классификация мотивов здесь существенно отличается от более ранних классификаций, предпринятых другими авторами.
Во-первых, Маслоу разграничивает не отдельные потребности, а их группы, которым соответствуют группы мотивов.
Во-вторых, эти группы иерархизированы соответственно их роли в развитии личности.
Потребности низших уровней называются нуждами, а высших — потребностями роста.
Маслоу выделяет пять
групп базовых потребностей: физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т.
п.); потребность в безопасности (защита от боли, страха, неустроенности, порядок, стабильность); потребность в контактах и любви (дружба, любовь, идентификация); потребность впризнании, оценке, уважении и самоуважении; потребность в самоактуализации (реализация собственных
возможнос’ Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность; простота; естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая отъединенность и потребность в уединении; автономия; независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; мистичность и опыт высших состояний; чувства сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различие средств и целей, добра и зла; философское, невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество; сопротивление аккультуризации; трансцендирование любой частной культуры (Ма51о\у А.
Н.
Мойуабоп апб регзопаШу: Кеу.
еб.
— N.
V., 1970).
24

[стр.,25]

тей и способностей, потребность в понимании и осмыслении себя и окружения).
Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов,
гласящий, что, прежде чем активизируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня'.
В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает низшая потребность.
Однако приоритет временно неудовлетворенных низших потребностей не всегда блокирует самоактуализацию, она может приобретать своеобразную функциональную автономию.
Концепции, составившиеядро«третьегонаправления», сначала
1960-хгодов становятся значительной социальной и культурной силой, определяя логику развития педагогики, менеджмента, маркетинга.
Во многих городах С Ш А и странах Западной Европы создаются «центры развития»^ Формируется и распространяется движение «За практическое
развитие человеческого потенциала», идеи и техники которого применяются вполитике, искусстве, спорте, социальной работе, педагогике, управлении-\ Ценности этого движения разделяли и осуществляли не только ученые, но и педагоги, бизнесмены, священники, политики, писатели, а также представители других профессий.
Анализ данного феномена гуманитарной культуры показывает, с одной стороны, его человекотворческий потенциал и культуротехнические возможности, которые существенно обогатили и продолжают обогащать различные сферы человеческого бытия (управление, воспитание, художественную и политическую деятельность и т.
д.).
Антропологизм второй половины X X века имел во многом «психотерапевтический» характер, ибо нес всебе мощный заряд оптимистической веры в человека, утверждал его в качестве независимого, творящего и ответственного субъекта, помогал избавиться от роли пассивного объекта истории, продукта воздействия внешней среды, генов, подсознания.
С другой стороны, данная парадигмадемонстрирует односторонность и неполноту этого духовного и социокультурного феномена X X века.
Это обусловлено гиперболизацией (во многом исторически и культурно оправданной) антропоцентристской парадигмы, которая, претендуя на целостность, тем не менее страдала дисбалансом экзистенциальных составляю’ Х е к х а у з е н А.
Мотивация и деятельность: В 2 т.: Пер.
с нем.
— М ., 1986.
— Т.
1.
* Хрестоматия по гуманистической психотерапии: Пер.
с англ.
— М .,
1995.
’ Х ьелл Л., Зиглер Д.
Теории личности: (Основные положения, исследования и применение).
— СПб., 1997; Ш у т е В.
Указ.
соч.
25

[Back]