ство, сопротивление аккультуризации, трансцендирование любой частной культуры'. Классификация мотивов здесь существенно отличается от более ранних классификаций, предпринятых другими авторами. Во-первых, Маслоу разграничивает не отдельные потребности, а их группы, которым соответствуют группы мотивов. Во-вторых, эти группы иерархизированы соответственно их роли в развитии личности. Потребности низших уровней называются нуждами, а высших потребностями роста. Маслоу выделяет пять фупп базовых потребностей; физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т.п.); потребность в безопасности (защита от боли, страха, неустроенности, порядок, стабильность); потребность в контактах и любви (дружба, любовь, идентификация); потребность в признании, оценке, уважении и самоуважении; потребность в самоактуализации (реализация собственных возможностей и способностей, потребность в понимании и осмыслении себя и окружения). Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что, прежде чем активизируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня^. В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает низшая потребность. Однако приоритет временно неудовлетворенных низших потребностей не всегда блокирует самоактуализацию, она может приобретать своеобразную функциональную автономию. Концепции, составившие ядро «третьего» направления, с начала 60-х годов становятся значительной социальной и культурной силой, определяя логику развития педагогики, менеджмента, маркетинга. Во многих городах СШ А и стран Западной Европы создаются «центры развития»Ь Формируется и распространяется движение «За практическое раз51 ' См.: Maslow А.Н. Motivation and personality. Rev. ed. N.Y.: Harper and Row. 1970. ^ Хекхаузен A. Мотивация и деятельность. В 2-х томах / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Пер. с англ. М.: Инт общегуманитарных исследований, 1995. |
творчество превращается висточник новых впечатлении и движущую силу развития самого себя. Его интересует не столько конечный продукт, сколько сами переживания в процессе творчества. Человек по своейнатуре добр, его стремления носят конструктивный и положительный характер. Если индивид действует деструктивным образом, проявляет агрессивность, то это происходит не потому, что он обладает такой натурой, а потому, что он действует вопреки своей натуре, что действительность, в которой он живет, блокирует развитие его истинных стремлений, носящих положительный характер. Поведение человека обусловлено сегодняшним днем, тем, что человек воспринимает и переживает в данный момент, что происходит «здесь и сейчас». Актуальный опыт индивида является для него самым большим авторитетом. То, что в данный момент происходит в сознании, то, как человек воспринимает себя, других людей и мир, определяет содержание процесса самоактуализации. Индивид, который живет прошлым или надеется на жизнь в будущем, не достигает полного развития. Основной идеей данного направления стала концепция самоактуализирующейся личности Маслоу и его теория мотивации'. Классификация мотивов здесь существенно отличается от более ранних классификаций, предпринятых другими авторами. Во-первых, Маслоу разграничивает не отдельные потребности, а их группы, которым соответствуют группы мотивов. Во-вторых, эти группы иерархизированы соответственно их роли в развитии личности. Потребности низших уровней называются нуждами, а высших — потребностями роста. Маслоу выделяет пять групп базовых потребностей: физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т. п.); потребность в безопасности (защита от боли, страха, неустроенности, порядок, стабильность); потребность в контактах и любви (дружба, любовь, идентификация); потребность впризнании, оценке, уважении и самоуважении; потребность в самоактуализации (реализация собственных возможнос’ Маслоу выделяет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность; простота; естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая отъединенность и потребность в уединении; автономия; независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; мистичность и опыт высших состояний; чувства сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различие средств и целей, добра и зла; философское, невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество; сопротивление аккультуризации; трансцендирование любой частной культуры (Ма51о\у А. Н. Мойуабоп апб регзопаШу: Кеу. еб. — N. V., 1970). 24 тей и способностей, потребность в понимании и осмыслении себя и окружения). Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активизируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня'. В случае конфликта между потребностями различных уровней побеждает низшая потребность. Однако приоритет временно неудовлетворенных низших потребностей не всегда блокирует самоактуализацию, она может приобретать своеобразную функциональную автономию. Концепции, составившиеядро«третьегонаправления», сначала 1960-хгодов становятся значительной социальной и культурной силой, определяя логику развития педагогики, менеджмента, маркетинга. Во многих городах С Ш А и странах Западной Европы создаются «центры развития»^ Формируется и распространяется движение «За практическое развитие человеческого потенциала», идеи и техники которого применяются вполитике, искусстве, спорте, социальной работе, педагогике, управлении-\ Ценности этого движения разделяли и осуществляли не только ученые, но и педагоги, бизнесмены, священники, политики, писатели, а также представители других профессий. Анализ данного феномена гуманитарной культуры показывает, с одной стороны, его человекотворческий потенциал и культуротехнические возможности, которые существенно обогатили и продолжают обогащать различные сферы человеческого бытия (управление, воспитание, художественную и политическую деятельность и т. д.). Антропологизм второй половины X X века имел во многом «психотерапевтический» характер, ибо нес всебе мощный заряд оптимистической веры в человека, утверждал его в качестве независимого, творящего и ответственного субъекта, помогал избавиться от роли пассивного объекта истории, продукта воздействия внешней среды, генов, подсознания. С другой стороны, данная парадигмадемонстрирует односторонность и неполноту этого духовного и социокультурного феномена X X века. Это обусловлено гиперболизацией (во многом исторически и культурно оправданной) антропоцентристской парадигмы, которая, претендуя на целостность, тем не менее страдала дисбалансом экзистенциальных составляю’ Х е к х а у з е н А. Мотивация и деятельность: В 2 т.: Пер. с нем. — М ., 1986. — Т. 1. * Хрестоматия по гуманистической психотерапии: Пер. с англ. — М ., 1995. ’ Х ьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: (Основные положения, исследования и применение). — СПб., 1997; Ш у т е В. Указ. соч. 25 |