Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 59]

П.Флоренского, С.Франка, Г.Федотова, Б.Вывшеславцева.
Центральная идея последней целостность и онтологизм человека, утверждение приоритета духовной жизни над остальными ипостясями бытия.
В западноевропейской и отечественной мысли трактовалась поразному
и сама сущность онтологизма.
Западноевропейская мысль или отождествляла экзистенцию человека с некоторой частью (с совокупностью общественных отношений, с сексуальной энергией), или сводила онтологический статус человека к процессу объективации человеческой самости.

Утверждая ценность человеческой личности, русская гуманитарная мысль постоянно подвергает существенной критике традиции
западноевропейского гуманизма.
Еще Н.А.Бердяев отмечал «недостаточность и дефективность» гуманистической антропологии, которая имела христианские истоки, но в дальнейшем своем развитии приняла формы «утверждения самодостаточности человека.
...Самоутверждение человека приводит к самоистреблению человека.
Такова роковая диалектика гуманизма.

...Как только провозглашают, что нет ничего выше человека, что ему некуда подыматься и что он довлеет себе, человек начинает понижаться и подчиняться низшей природе.

...Признание самодовления и самодостаточности человека есть источник унижения человека и ведет неотвратимо к внутренней пассивности человека.
Возвышает человека лишь сознание, что человек есть образ и подобие Божие, то есть духовное существо, возвышающееся над природным и социальным миром и призванное его преображать и над ним господствовать»'.
Финал и закат западноевропейского гуманизма, по мнению Н.Бердяева, творчество Ницше, который глубоко вскрыл противоречия гуманизма, обозначил его глубочайший кризис и
открыл «новую эру по ту сторону гуманизма», после которой «возврат к гуманизму уже невозможен».
«Невозможен возврат к гуманистической морали и искусству, к гуманистическому познанию.
Произошла какая-то непоправимая катастрофа в судьбе человека, катастрофа надрыва его человеческого самочувствия, неизбежная катастрофа перехода его человеческого самоутверждения
59 ' Бердяев Н .А .
Самопознание.
С.
365.
[стр. 30]

жизни, в познании мира, в творчестве.
Только Откровение и мистическая интуиция указывают на эту предельную глубину'.
Данная антропологическая модель онтологична, она органично увязьгаает все уровни и ступени индивидуального, социального и «космического бытия» человека— вединстве мертвой и живой материи, одушевленного организма и животного сознания.
«Человек предполагает и содержит в себе все “дни творения” и всю ту космическую иерархию бытия, которая в них развертывается»^ В этом смысле он микрокосмос, изоморфный с «большим миром».
Но он еще и микротеос, подобный Богу в своей духовности и свободе.
Если Бог есть Творец, то и человек есть творец.
Но человек творит «не абсолютно и не изначально» — он лишь «формирует» из низших элементов, возводя к высшему и воплощая то, что ему «дано свыше».
Бог воплощается, но и человек воплощается, ибо каждое сказанное слово (логос) есть воплощение смысла.
Поэтому вся культура «есть воплощенный дух, воплощенная мудрость человека, существующая “по образу и подобию” божественного Логоса»^ Это делает человека потенциально безграничным в творческих усилиях.
Но смысл этого творчества задается Абсолютом, который человек «находит в глубине своей самости» как призвание, задание.
Следует отметить, что сущность онтологизма в западноевропейской и отечественной мысли трактовалась по-разному.
Западноевропейская мысль или отождествляла экзистенцию человека с некоторой частью (с совокупностью общественных отношений, с сексуальной энергией), или сводила онтологический статус человека к процессу объективации человеческой самости.

Не случайно, утверждая ценность человеческой личности, русская гуманитарная мысль постоянно подвергает существенной критике традиции ' Б.
Вышеславцев подчеркивал, что на эту «таинственную глубину», доступную только Богу, указывает символ «сердца» («Бог один знает тайну сердца», — сказано в Библии).
Эту глубину нельзя познать рационально.
Ее угадывают и выражают на своем странном, парадоксальном языке великие мистики всех времен и народов.
Существует не только непостижимый Бог, но и непостижимый человек, и в этой «богоподобной непостижимой глубине человек и встречается с Богом, в глубине сердца.
Поэтому в опыте восточного христианства мистика сердца играет такую большую роль.
Поэтому восточные отцы, а за ними русские отшельники дают завет: умом в сердце стоять, или погрузить ум в глубину сердца.
Это показывает, что ум не есть последняя глубина и последняя точка опоры» (В ы ш еславцев Б.
П.
Вечное врусской философии.
— Нью-Йорк, 1955.
— С.
46).
В ы ш е с л а в ц е в Б.
П.
Указ.
соч.
— С.
47.
^ Там же.
— С.
52.
30

[стр.,31]

западноевропейского гуманизма.
Еще Н.
Бердяев отмечал «недостаточность и дефективность» гуманистической антропологии, которая имела христианские истоки, но в дальнейшем своем развитии приняла формы «утверждения самодостаточности человека.
<...> Самоутверждение человека приводит к самоистреблению человека.
Такова роковая диалектика гуманизма.

<...> Как только провозглашают, что нет ничего выше человека, что ему некуда подыматься и что он довлеет себе, человек начинает понижаться и подчиняться низшей природе.
< ...> Признание самодовления и самодостаточности человека есть источник унижения человека и ведет неотвратимо к внутренней пассивности человека.
Возвышает человека лишь сознание, что человек есть образ и подобие Божие, то есть духовное существо, возвышающееся над природным и социальным миром и призванное его преображать и над ним господствовать»'.
Финал и закат западноевропейского гуманизма, по мнению Н.
Бердяева, — творчество Ницше, который глубоко вскрыл противоречия гуманизма, обозначил его глубочайший кризис и
открьш «новую эру по ту сторону гуманизма», после которой «возврат к гуманизму уже невозможен».
«Невозможен возврат к гуманистической морали и искусству, к гуманистическому познанию.
Произошла какая-то непоправимая катастрофа в судьбе человека, катастрофа надрыва его человеческого самочувствия, неизбежная катастрофа перехода его человеческого самоутверждения
в человеческое самоотрицание, катастрофа ухода от природной жизни, отрывания и отчуждения от природной жизни.
Этот процесс есть страшная революция, происходящая на протяжении целого столетия, заканчивающая новую историю и открывающая новую эру»-.
Показывая несостоятельность и бесперспективность западноевропейского гуманизма, русская гуманитарная мысль постоянно утверждала творческую сущность человеческого бытия, рассматривала человека как «существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию», а потому призванное «к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге»^ «Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить всебе в индивидуальной форме универсальное, полноту»'^.
Существенной особенностью отечественной философской антропологии является обоснование целостности человеческой личности.
Человек реализуется и осуществляется только через победу духовного элемента, который есть «энергия, как бы входящая в человека из более высокого ’ Бердяев Н.
А.
Самопознание.
— Л., 1991.
— С.
365.
Т а м ж е .
— С.
365.
^ Т а м ж е .
— С.
344.
“Т а м ж е.
— С.
355.
31

[Back]