Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 64]

единстве взглядов на конкретные образовательные модели.
Например, острые дискуссии разворачивались по проблеме соотношения светского и
религиозного образования.
Если официальная педагогика опиралась на религиозно-идеалистические и богословские концепции (К.Победоносцев, Л.Толстой), то примат светского образования утверждался в работах В.Вахтерева, К.Вентцеля, П.Лесгафта, К.Ушинского.
В рамках «среднего» направления разрабатывалась идея синтеза светского и религиозного образования,
в этом направлении работали П.Флоренский, В.Розанов, Л.Толстой, Н.Пирогов и др.
Отечественные
педагогические концепции формировались в зоне пересечения двух традиций.
Одна из них берет свое начало со времен киевской Руси, вторая — общеевропейская, отражающая достижения
Просвещения и немецкой классической философии (Ж.Руссо, И.Кант).
Но лишь в начале X IX века
педагогические проблемы стали осмысливаться в различных социально-гуманитарных науках как явление культуры.
В философских работах X IX века образование рассматривается как сфера деятельности, непосредственно влияющая на судьбы Отечества, утверждается непродуктивность игнорирования антропологизма, искусственного противопоставления внутри его материалистических и идеалистических концепций.
В то же время был сформирован педагогический принцип «познания и самопознания человека», который является выражением антропологической методологии.
Известные российские педагоги
концептуально обосновали «человеческое измерение» образования.
В частности, философ и лицейский педагог А.Галич
писал о значении философскокультурной антропологии, которая «не есть физиология, не есть и психология, ...она есть человекознание, ибо должна объяснить и духовное, и материальное в жизни человека»'.
Идеи
Галича были подхвачены такими педагогами, как К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, В.П.Острогорский, А.Каптерев, В.И.Водовозов, Н.Неклюев, П.Лесгафт.
Их мировоззрение и
педагогиче64 Галич А, История философских систем.
СПб, 1819.
Кн.2.
С.253-268.
[стр. 36]

идеальных целей жизни»'.
Философ видел свою задачу в разработке антропологического доказательства бытия Бога, идею которого следует искать не в объективном мире, а в человеке, в его духовном мире, в его нравственных стремлениях.
Идеи В.
Несмелова оформились на рубеже веков в особую духовную традицию, вкоторой даже традиционная апологетическая проблема теодицеи перерастает впроблему понимания глубинного смысла человека и высшего предназначения его жизни, то есть в антроподицею^ Прямым подтверждением тому является творчество крупнейших русских религиозных философов: Вл.
Соловьева, Н.
Федорова, Н.
Бердяева, С.
Булгакова, П.
Флоренского и др.
Главным предметом их сочинений выступает теодицея, противоречиво обнаруживающая свою имплицитную сущность как антропоцентрическую, в связи счем теоретические изыскания классиков русской религиозной философии отражают существеннейшие ориентиры, типичные для русского общественного сознания в целом\ Антропологическое измерение было реализовано не только в религиозно-философской мысли, но и в педагогике, которая изначально обращалась к человеку, способам и условиям его формирования и развития.
Близость философского понимания антропологической сущности образования не находила продолжения в единстве взглядов на конкретные образовательные модели.
Например, острые дискуссии разворачивались по проблеме соотношения светского и
релипюзного образования.
Официальная педагогика опиралась на религиозно-идеалистические и богословские концепции (К, Победоносцев, Л.
Толстой).

Примат светского образования утверждался в работах В.
Вахтерева, К.
Вентцеля, П.
Лесгафта, К.
Ушинского.
В рамках «среднего» направления разрабатывалась идея синтеза светского и религиозного образования
(П.
Флоренский, В.
Розанов, Л.
Толстой, Н.
Пирогов и др.).
Отечественные
образовательные концепции формировались в зоне пересечения двух традиций.
Одна из них берет свое начало со времен Киевской Руси, вторая — общеевропейская, отражающая достижения
эпохи Просвещения и немецкой классической философии (Ж .
Руссо, И.
Кант).
Но лишь вначале X IX века
феномен образования вразличных социальногуманитарных науках стал осмысляться как явление культуры, что позво' Несм ел о в В.
И.
Наука о человеке.
— Казань, 1905, ' Именно проблема человека, смысла его жизни является обшей для всех направлений и ветвей русской мысли и лишь условно подразделяется на философские традиции теодицеи, антроподицеи и соборности, которые трудно представить каждую в отдельности.
•’ Л ебедев А.
Б.
Духовное производство: Сущность и функционирование (социально-философский аспект).
— Казань, 1991.
36

[стр.,37]

лило понять его функциональную наполненность.
В философии X IX века утверждается непродуктивность игнорирования антропологизма, искусственного противопоставления его материалистической и идеалистической парадигм.
Образование рассматривается как сфера деятельности, непосредственно влияющая на судьбы отечества.

Тогда же был сформирован педагогический принцип «познания и самопознания человека», который можно интерпретировать как выраже1ше антропологической методологии.
Известные российские педагоги
раскрыли «человеческое измерение» образования.
В частности, философ и лицейский педагог А.
Галич
впервые обосновал значение философско-культурной антропологии, которая «не есть физиология, не естьи психология, < ...
> она есть человекознание, ибо должна объяснить и духовное, и материальное в жизни человека»'.
Идеи
А.
Галича были подхвачены такими педагогами, как К.

Ушинский, Н.
Пирогов, В.
Острогорский, А.
Каптерев, В.
Водовозов, Н.
Неклюев, П.
Лесгафт.
Их мировоззрение и
педагогическую практику объединяли взгляды на человека как на объект и субъект образования.
Отсюда, с одной стороны, понимание ограниченности традиционной регламентации, просветительского ригоризма и стремления «наполнить» сознание обучаемого суммой сведений и моральных максим, сдругой— обоснование важности опоры в педагогической деятельности па способности, потенциально заложенные вчеловеческой личности, ее возможности и влечения.
Российская философия образовашхя, преодолевая «плоскиетеории отражения» и просветительские представления о человеке как пассивном объекте, усваивавшем готовые знания, строилась на активности субъекта познания^ Эти теоретические положения позволили органично интегрировать наиболее прогрессивные антропологические идеи западной философской мысли.
В частности, идеи свободного воспитания Ж .-Ж .
Руссо были приняты и даже обогащены врамках складывающейся отечественной педагогической традиции^ У ееистоков стоял К.
Ушинский, который наполнил ’ Галич А.
История философских систем.
— Спб.,1819.
— Кн.
2.— С.
253-268.

В частности К.
Вснтцель, поясняя суть философско-антропологического подхода к образованию, отмечал, что это не «внешний процесс сообщения сведений», что «сознание перерабатывает и изменяет природу», «мышление соединяет беспорядочные хаотические ощущения в образ мира» (Вентцель К.
Этика и педагогика творческой личности.
— М ., 1912.
— Т.
2.
— С.
614).
Если Ж .-Ж .
Руссо утверждал, что Эмиля, героя своего педагогического романа, нужно научить мыслить как философа и работать как крестьянина, то русские педагоги, не отрицая идею научения, акцентировали необходимость выявления возможностей человека.
Эта идея развивается в фундаментальной работе К.
Ушипского «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (1868-1869).
37

[Back]