Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 77]

Образ Божий человеку дан, задано и подобие, поэтому конечная цель его земной жизни —достичь идеала Богоподобия (обожания, святости).
Образ Божий «начертан» в высших свойствах человеческой души в бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви.
Быть образом Божьим значит, быть существом личным, т.
е.
свободным и
ответственным'.
Воспитание в своем сущностном значении этимологически восходит к слову «питание» (уход, наблюдение, взращивание, правильное и доброкачественное питание души и тела, личностное возрастание, рост).
Религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных таинствах’ .

Согласно святоотечешюму учению, невозможно изменение человека в лучшую сторону без помощи Божьей, без содействия благодати.
«Зловещая практика X X века, чудовищный опыт нигилизма и дегуманизации
подтверждает давний взгляд на природу человека, выраженный в христианском богословии, согласно шгорому эту природу нельзя произвольно улучшить или переделать безблагодатными средствами»’.
В понятие «воспитание» входит также представление о возвращении, росте, заботе.
«Христианское воспитание
есть уход за растущим организмом, питание, забота о нем»^.
По этой же ассоциации воспитание связывается со словом «становление»,
ассоциируется с понятием «обуче77 ' В.Н.Лосский, И.Л.
Ильин, С.Н.
Трубецкой.
Г.П.
Федотов, С.Л.
Франк и ДР, ^ В христианском сознании оно ассоциируется с величайшим таинством Евхаристией, Божественной Литургией.
В переводе в греческого языка «Ли^
ги я » означает «общее дело».
В этом общем для верующих деле, по словам Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия
II, открывается реальнейшая реальность, происходит встреча с Богом и соединение верующих во Христе.
В этом таинстве абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным: человек входит в живое общение с Богом.
Он получает силы к изменению самого себя и познанию себя как духовного существа, которое должно научиться управлять своей «эмпирией» интеллектом, волей, чувствами.

См.
Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси.
Основы православного образования в России.
(Выступление на встрече с членами РАО 29.12.94) // Педагогика.1995.-№ 3.
С.
74-81.
Нечаев П., митр.
Тело, даша, совесть.
(Учение о человеке в христианской традиции и современное общество) // Малая Церковь: Настольная книга прихожанина.
с.
21 * Парамонов В.
Значение педагогики и психологии в деле пастырского душепопечения юношества.
Рукопись, ЛДА, 1991.
с.
5.
[стр. 33]

Наиболее всеохватывающее определение человека, его полный и цельный образ представляет христианская антропология традиционное учение Церкви о его природе и сущности.
Христианская антропология неразрывно связана с христианской антропогонией учением о происхождении человека и христианской сотериологией учением о конечной цели его бытия.
Согласно этим учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, для которого Он и сотворил мир, является венцом творения.
Его превосходство над всем сущим объясняется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому это его тело, и невидимому, духовному (трансцендентному) это его душа.
(Лосский, 1992, с.
68).
«Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности..., пишет митрополит Питирим, определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем «я».
(Нечаев, 1992, с.
208).
Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм).
Он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность.
Образ Божий человеку дан, подобие задано, поэтому конечная цель его земной жизни достичь идеала Богоподобия (обожения, святости) при благодатной помощи свыше.
Образ Божий «начертан» в высших свойствах человеческой души в бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви.
Быть образом Божьим значит, быть существом личным, т.
е.
свободным и


[стр.,40]

Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций* свидетельствует об изменении, подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности.
Однако в целом они несут отпечаток «средового» подхода, доминировавшего в координатах классовой идеологии.
Восходя ко всеохватному образу человека, христианская педагогика дает объяснение категорий «воспитания» и «образования» с позиций общечеловеческих ценностей, носящих абсолютный характер, поэтому значение этих слов не изменяется с течением времени.
Слово «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души и тела.
В христианском сознании оно ассоциируется с величайшим таинством Евхаристией, Божественной Литургией.
В переводе в греческого языка «Литургия»
означает «общее дело».
В этом общем для верующих деле, по словам Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия
И, открывается реальнейшая реальность, происходит встреча с Богом и соединение верующих во Христе.
(Алексий, 1995, с.
75).
В этом таинстве абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным: человек входит в живое общение с Богом.
Он получает силы к изменению самого себя и познанию себя как духовного существа, которое должно научиться управлять своей «эмпирией» интеллектом, волей, чувствами.

*Имеются в вицу,прежде всего,следующие концепции; «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (создана коллективом авторов под руководством З.А.
Мальковой и Л.И.
Новиковой); «Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы» (подготовлена научным коллективом, возглавляемым О.С.
Гаймаком): концептуальное исследование ЕВ.
Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности».


[стр.,41]

41 * Таким образом, религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных таинствах.
Это представляется тем более необходимым, что, согласно святоотеческому учению, ^ невозможно изменение человека в лучшую сторону без помощи Божьей, без содействия благодати.
«Зловещая практика XX века, чудовищный опыт нигилизма и дегуманизации,
пишет митрополит Питирим, подтверждает давний взгляд на природу человека, выраженный в христианском богословии, согласно которому эту ^ природу нельзя произвольно улучшить или переделать безблагодатными средствами».
(Нечаев, 1992, с.
213).
^ В понятие «воспитание» входит также представление о возвращении, росте, заботе.
«Христианское воспитание,
пишет В.
т Парамонов, есть уход за растущим организмом, питание, забота о нем».
(Парамонов, 1991, с.
5).
По этой же ассоциации воспитание связывается со словом «становление».

Оно безусловно связано с обучением, которое, как часть воспитания, должно давать «знания о Боге».
Однако главная задача христианского воспитания не столько «знание о Боге», сколько «знание Бога», жизнь в Боге, ф «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят)», гласит одна из христианских заповедей, давая ключ к подходу к проблеме.
Забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека, является главной заботой воспитания.
Много внимания уделено этому вопросу в трудах И.Г.
Песталоцци, который считал конечным результатом и целью воспитания воспитание «силы сердца в любви», для чего (так же, как и для умственной деятельности) необходимо упражнение.
«Возвышение сердца», по его мнению, должно поднять человека до * РОССИЙСКАЯ Г О С У /^ ’ГГГСЕ^НАЯ S W B i'iiiO i Е К А

[Back]