Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 78]

ние».
Главной заботой воспитания является забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений шгорого зависит строй мыслей, чувств и действий человека'.
Если воспитание это, прежде всего, уход, «забота о сердце», исправление и «зажигание» его, то понятие «образование» близко по значению к слову «формирование».
Оно связано с формированием правильного образа мыслей, «правильного»
мировоззрения.
Воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души, а образование определяет и формирует ее содержание,
оформляет «внутренний материал»^.
И.Г.
Песталоцци считал конечным результатом и целью воспитания воспитание «силы сердца в любви», «возвышение сердца», что должно поднять человека до ощущения чистого, возвышенного, Божественного существа, которое живет в нем, до ощущения внутренней силы своей природыЬ Главная задача воспитания дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному, священному, воспитать «вкус» сердца.
И.А.
Ильин также утверждал, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чутютсть ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте*.
В христианской традиции воспитание включает в себя также понятие «подвиг».
И если творчество в искусстве и науке, высокая духовная (т.е.
молитвенная и аскетическая) жизнь удел немногих, то нравствен78 ' Обучение, как часть воспитания, должно давать «знания о Боге».
Одиако главная задача христианского воспитания — не столько «знание о Боге», сколько «знание Бога», жизнь в Боге.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Богаузрят (увидят)» гласит
христианская заповедь.
Петракова Т.
И.
Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся.
М., Институт общего образования МО России, 2002.с .
167.
' Песталоцци И.Г.
Избранные педагогические сочинения.
В двух томах.
М.; Педагогика, 1981.-е.
129.
Ильин И.А.
Путь к очевидности.
Собр.
соч.
В 10 т.
Т.З.
М.: Русская книга, 1994.-с .
415.
[стр. 41]

41 * Таким образом, религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных таинствах.
Это представляется тем более необходимым, что, согласно святоотеческому учению, ^ невозможно изменение человека в лучшую сторону без помощи Божьей, без содействия благодати.
«Зловещая практика XX века, чудовищный опыт нигилизма и дегуманизации, пишет митрополит Питирим, подтверждает давний взгляд на природу человека, выраженный в христианском богословии, согласно которому эту ^ природу нельзя произвольно улучшить или переделать безблагодатными средствами».
(Нечаев, 1992, с.
213).
^ В понятие «воспитание» входит также представление о возвращении, росте, заботе.
«Христианское воспитание, пишет В.
т Парамонов, есть уход за растущим организмом, питание, забота о нем».
(Парамонов, 1991, с.
5).
По этой же ассоциации воспитание связывается со словом «становление».
Оно безусловно связано с обучением, которое, как часть воспитания, должно давать «знания о Боге».
Однако главная задача христианского воспитания не столько «знание о Боге», сколько «знание Бога», жизнь в Боге, ф «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят)», гласит одна из христианских заповедей, давая ключ к подходу к проблеме.
Забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений
которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека, является главной заботой воспитания.
Много внимания уделено этому вопросу в трудах И.Г.
Песталоцци, который считал конечным результатом и целью воспитания воспитание «силы сердца в любви», для чего (так же, как и для умственной деятельности) необходимо упражнение.
«Возвышение сердца», по его мнению, должно поднять человека до * РОССИЙСКАЯ Г О С У /^ ’ГГГСЕ^НАЯ S W B i'iiiO i Е К А

[стр.,42]

ощущения чистого, возвышенного, Божественного существа, которое живет в нем, до ощущения внутренней силы своей природы.
(Песталоцци, 1981, с.
81-86,с.129).
«Жизнь сердца есть любовь», свидетельствует святитель Феофан, «Вышенский Затворник», которого называют самым выдающимся и влиятельным из всех русских православных моралистов XIX столетия.
Поэтому главная задача воспитания дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному, священному, воспитать «вкус» сердца.
Об этом зке пишет русский философ И.А.
Ильин, утверждая, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
(Ильин, 1994, с.
415).
По мнению ряда христианских педагогов и ученых, воспитание включает в себя также понятие «подвиг».
Такое мнение высказывает уже упомянутый И.А.
Ильин.
Об этом же пишет богослов и священник Александр Салтыков, утверждая, что подвиг есть необходимое условие духовной жизни и воспитания личности.
(Салтыков, 1993, с.
37).
Эта точка зрения представляется нам заслуживающей внимания, особенно если взять за основу расширительное значение этого слова (у В.
Даля: «подвиг» «движенье, стремленье»).
Подвиг есть и в сражены/, Подвиг есть Жборьбе, Высший подвиг в терпеиьи, Любви и мольбе,

[стр.,44]

Действительно, если воспитание это, прежде всего, уход, забота о сердце, исправление и «зажигание» его, то понятие «образование» близко по значению к слову «формирование».
Оно связано с формированием правильного образа мыслей,^ ''правильного
(в данном контексте христианского, православного) мировоззрения.
Воспитание начинается с появления ребенка на свет, являясь фундаментом, на котором впоследствии будет созидаться здание образования.
Образование занимает подобающее ему место с пробуждением и расширением сознания ребенка, его души.
Святитель Феофан Затворник пишет: «...Душа является в мир голой силой, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после».
(Затворник, б/г, с.
34).
На основании этой точной характеристики можно сделать вывод о том, что воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души, а образование определяет и Формирует ее содержание.
Образование, таким образом, * это оформление «внутреннего материала».
(Сравним, например, высказывание Н.А.
Бердяева: «душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную Формацию») (Подчеркнуто нами Т.П.).
(Бердяев, 1994, с.
247).
Здесь необходимо еще раз вернуться к определению понятия «душа».
Одно из главных его значений в христианской антропологии личность человека во взаимоотношениях с Богом, истинное его «Я», его «квинтэссенция», которую никто, кроме Бога, уничтожить не может.
(Ключевые, 1996, с.
64-66).
«Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности, несмотря на постоянный поток сознания, смену впечатлений и ощущений, круговорот обмена

[Back]