ние». Главной заботой воспитания является забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений шгорого зависит строй мыслей, чувств и действий человека'. Если воспитание это, прежде всего, уход, «забота о сердце», исправление и «зажигание» его, то понятие «образование» близко по значению к слову «формирование». Оно связано с формированием правильного образа мыслей, «правильного» мировоззрения. Воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души, а образование определяет и формирует ее содержание, оформляет «внутренний материал»^. И.Г. Песталоцци считал конечным результатом и целью воспитания воспитание «силы сердца в любви», «возвышение сердца», что должно поднять человека до ощущения чистого, возвышенного, Божественного существа, которое живет в нем, до ощущения внутренней силы своей природыЬ Главная задача воспитания дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному, священному, воспитать «вкус» сердца. И.А. Ильин также утверждал, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чутютсть ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте*. В христианской традиции воспитание включает в себя также понятие «подвиг». И если творчество в искусстве и науке, высокая духовная (т.е. молитвенная и аскетическая) жизнь удел немногих, то нравствен78 ' Обучение, как часть воспитания, должно давать «знания о Боге». Одиако главная задача христианского воспитания — не столько «знание о Боге», сколько «знание Бога», жизнь в Боге. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Богаузрят (увидят)» гласит христианская заповедь. Петракова Т. И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. М., Институт общего образования МО России, 2002.с . 167. ' Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. М.; Педагогика, 1981.-е. 129. Ильин И.А. Путь к очевидности. Собр. соч. В 10 т. Т.З. М.: Русская книга, 1994.-с . 415. |
41 * Таким образом, религиозное понимание слова «воспитание» связано с воцерковлением, приобщением к церковной жизни во всей ее полноте, участием в церковных таинствах. Это представляется тем более необходимым, что, согласно святоотеческому учению, ^ невозможно изменение человека в лучшую сторону без помощи Божьей, без содействия благодати. «Зловещая практика XX века, чудовищный опыт нигилизма и дегуманизации, пишет митрополит Питирим, подтверждает давний взгляд на природу человека, выраженный в христианском богословии, согласно которому эту ^ природу нельзя произвольно улучшить или переделать безблагодатными средствами». (Нечаев, 1992, с. 213). ^ В понятие «воспитание» входит также представление о возвращении, росте, заботе. «Христианское воспитание, пишет В. т Парамонов, есть уход за растущим организмом, питание, забота о нем». (Парамонов, 1991, с. 5). По этой же ассоциации воспитание связывается со словом «становление». Оно безусловно связано с обучением, которое, как часть воспитания, должно давать «знания о Боге». Однако главная задача христианского воспитания не столько «знание о Боге», сколько «знание Бога», жизнь в Боге, ф «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят)», гласит одна из христианских заповедей, давая ключ к подходу к проблеме. Забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположений которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека, является главной заботой воспитания. Много внимания уделено этому вопросу в трудах И.Г. Песталоцци, который считал конечным результатом и целью воспитания воспитание «силы сердца в любви», для чего (так же, как и для умственной деятельности) необходимо упражнение. «Возвышение сердца», по его мнению, должно поднять человека до * РОССИЙСКАЯ Г О С У /^ ’ГГГСЕ^НАЯ S W B i'iiiO i Е К А ощущения чистого, возвышенного, Божественного существа, которое живет в нем, до ощущения внутренней силы своей природы. (Песталоцци, 1981, с. 81-86,с.129). «Жизнь сердца есть любовь», свидетельствует святитель Феофан, «Вышенский Затворник», которого называют самым выдающимся и влиятельным из всех русских православных моралистов XIX столетия. Поэтому главная задача воспитания дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному, священному, воспитать «вкус» сердца. Об этом зке пишет русский философ И.А. Ильин, утверждая, что необходимо как можно раньше «зажечь и раскалить» в ребенке «духовный уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. (Ильин, 1994, с. 415). По мнению ряда христианских педагогов и ученых, воспитание включает в себя также понятие «подвиг». Такое мнение высказывает уже упомянутый И.А. Ильин. Об этом же пишет богослов и священник Александр Салтыков, утверждая, что подвиг есть необходимое условие духовной жизни и воспитания личности. (Салтыков, 1993, с. 37). Эта точка зрения представляется нам заслуживающей внимания, особенно если взять за основу расширительное значение этого слова (у В. Даля: «подвиг» «движенье, стремленье»). Подвиг есть и в сражены/, Подвиг есть Жборьбе, Высший подвиг в терпеиьи, Любви и мольбе, Действительно, если воспитание это, прежде всего, уход, забота о сердце, исправление и «зажигание» его, то понятие «образование» близко по значению к слову «формирование». Оно связано с формированием правильного образа мыслей,^ ''правильного (в данном контексте христианского, православного) мировоззрения. Воспитание начинается с появления ребенка на свет, являясь фундаментом, на котором впоследствии будет созидаться здание образования. Образование занимает подобающее ему место с пробуждением и расширением сознания ребенка, его души. Святитель Феофан Затворник пишет: «...Душа является в мир голой силой, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после». (Затворник, б/г, с. 34). На основании этой точной характеристики можно сделать вывод о том, что воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души, а образование определяет и Формирует ее содержание. Образование, таким образом, * это оформление «внутреннего материала». (Сравним, например, высказывание Н.А. Бердяева: «душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную Формацию») (Подчеркнуто нами Т.П.). (Бердяев, 1994, с. 247). Здесь необходимо еще раз вернуться к определению понятия «душа». Одно из главных его значений в христианской антропологии личность человека во взаимоотношениях с Богом, истинное его «Я», его «квинтэссенция», которую никто, кроме Бога, уничтожить не может. (Ключевые, 1996, с. 64-66). «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности, несмотря на постоянный поток сознания, смену впечатлений и ощущений, круговорот обмена |