Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 80]

сутствует рациональное начало и интуиция, вдохновение.
В.Зеньковский считал, что данная проблема обусловлена недостаточно глубокой опорой педагогики на традиции православной культуры, которые, по сравнению с католицизмом, развиты очень слабо.
Поэтому задача философа развитие основанной на признании целостности человека православной антропологии, которая станет основой «грядущего торжества духовных сил» и, в конечном счете условием
сохранения и развития русской культуры.
Надо вернуться к подлинной антропологии, которая рассматривает духовную жизнь как основу личностной целостности; объясняет человека в единстве рассудочных суждений, веры, чувства, интуиции, ясновидения.

Основой культуры В.В.Зеньковский считал религию, и хотя он не занимался специально культурологическими проблемами, ход его мыслей так или иначе с ними связан.
Это в одинаковой мере относится и к его работам, посвященным творчеству великих деятелей русской культуры.
Общая концепция истории русской философии В.В.Зеньковского вытекает из основ его мировоззрения.
Русская философская мысль оригинальна и коренится в глубинах православного миросозерцания.
Ее развитие шло в направлении все большего уяснения православных оснований.
Процесс этот периодически нарушался “вторжением” западной философской мысли, которые с содержательной точки зрения В.В.Зеньковский оценивает отрицательно, хотя и не исключает их значения для совершенствования «философской техники».
Философская система В.В.Зеньковского состоит из трех разделов: гносеологии, метафизики и учения о человеке (антропологии).
В гносеологии, выражая несогласие с учением С.Н.Трубецкого о “соборной природе человеческого знания” и немецкий трансцендентальным идеализмом, В.В.Зеньковский приходит к понятию “церковного разума”, согласно которому метафизическую опору познания нужно искать в понятии церкви: “Мы приходим к христоцентричесшму пониманию знания, т.е.
к признанию, что светоносная сила,
созидающая разум и регулирующая познавательные процессы, исходит от Христа.
Это истолкование знания решительно отвергает принцип “автономии” разума, что требует пересмотра 80
[стр. 46]

пологизма'.
В его философской системе центральное место занимала проблема личности, что и обусловило его интерес к педагогике.
Анализируя актуальные проблемы воспитания, философ констатирует тупиковую ситуацию в педагогике, причиной которой, по его мнению, является несоответствие философско-педагогического научного аппарата сущности самого феномена, вкотором внеразрывной связиприсутствуют рациональное начало, интуиция, вдохновение.
В.
Зеньковский считал, что данная проблема обусловлена недостаточно глубокой опорой педагогики на традиции православной культуры, которые, по сравнению с католицизмом, развиты очень слабо.
Поэтому задача философа— развитие основанной на признании целостности человека православной антропологии, которая станет основой «грядущего торжества духовных сил» и в конечном счете — условием
сохранеття и развития русской культуры.
Надо вернуться к подлинной антропологии, которая рассматриваетдуховную жизнь как основу личностной целостности, объясняет человека в единстве рассудочных суждений, веры, чувства, интуиции, ясновидения.

Предлагая усилить православную компоненту вобразовательной деятельности, В.
Зеньковский анализирует проблему соотношения образования и религии вплоскостт[ свободы и насилия и приходит к хриапоцептрическому пониманию знания, к признанию, что светоносная сила, созвдающая разум и регулирующая познавательные процессы, исходит от Христа.
В руслоданной традиции христианской антропологии, по мнению философа, укладываются работы В.
Несмелова, П.
Флоренского, С.
Булгакова, Н.
Бердяева, Б.
Вышеславцева.
Предвидя упреки оппонентов ввозврате идеологии насилия над свободной мыслью, он замечает, что «религиозно обоснованная педагогика совсем не означает возврата к эпохе Победоносцева».
В.
Зеньковский — один из немногих русских религиозных мыслителей, продуктивно работавший в пространстве философии, богословия, педагогики, литературоведения, публицистики.
Его философско-антропологическую концепцию можно охарактеризовать как «православный универсализм»^ ' Протоиерей В.
Зеньковский проблемам педагогики уделял внимание в течение всей своей жизни.
Он издал такие книги, как «Социальное воспитание, его задачи и пути» (Москва, 1918), «Психология детства» (Лейпциг, 1924), «Церковь и школа» (Париж, 1927), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (Париж, 1934), «На пороге зрелости.
Беседы с юношеством о вопросах пола» (Париж, 1955), «Русская педагогика в X X в.» (Париж, 1960), «Проблема школьного воспитания в эмиграции» (Прага, 1929), «Русская педагогика в X X веке» (Париж, 1960).
В 1923-1927 годах он возглавлял педагогическое бюро по делам русской и зарубежной школы, в 1927 году редактировал журнал «Вопросы религиозного воспитания и образования», издававшийся в Париже.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь.
— М., 1995.— С.
103.
46

[Back]