Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 82]

осуществимы, должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло «найти себя» и творчески преображать свой состав, какой оно в себе находит, как взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний.
В.В.Зеньковский один из немногих русских религиозных мыслителей, продуктивно работавший на пространстве философии, богословия, педагогики, литературоведения, публицистики.
Его философскоантропологическую концепцию можно охарактеризовать как «православный универсализм»'.
При этом философ считал, что в русло данной традиции христианской антропологии укладываются работы В.Несмелова, О.П.Флоренского, О.С.Булгакова, Н.Бердяева, Б.Вышеславцева.
Предвидя упреки оппонентов в возврате идеологии насилия над свободной мыслью, он замечает, что «религиозное обоснованная педагогики совсем не означает возврата к эпохе Победоносцева».
Выводы, сделанные этим ученым, имеют принципиальное значение для нашего исследования.
Самым существенным в его педагогической системе является положение об
иерархичесгазм принципе устроения человека (ребенка), о сохранении приоритета разума, духа над плотью при развитии всех его телесных сил и сторон.
«Подавление, оттеснение какой-либо сферы души
неизбежно влечет за собой расстройство психических сил.
Дитя цельно, и всякий разрыв в какой-либо сфере души неизбежно влечет за собой тяжелые последствия»’.

Отсюда ученый делает вывод о важности для духовного (а, следовательно, и физического) здоровья ребенка нормального развития религиозной сферы: «...религиозные образы в душе ребенка помогают развернуться лучшим движениям детской души,
изнутри согревают и просветляют ее.
Школа, которая не хочет иметь дела с религиозной сферой ребенка...
отбрасывает от себя огромную творческую силу и вынуждена прибегать к суррогатам и подменам»’.

82 ' Русская философия.
Малый энциклопедический словарь.
М.: Наука, С.ЮЗ.
Зеньковский В.В.
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-с.
131.
’ Зеньковский В.В.
Указ.соч.
с.
130.
[стр. 34]

ответственным (Лосский, 1991, с.
240-249)/И.Л.
Ильин, А.Н.
Лосский, С.Н.
Трубецкой, Г.П.
Федотов, С.Л.
Франк и др.).
Великому русскому педагогу К.Д.
Ушинскому принадлежит заслуга введения христианского определения человека в научнопедагогический обиход.
Затем, уже в наши дни, профессор и священник В.В.
Зеньковский, вслед за великим педагогом и ученым, применил в своих педагогических трудах антропологический принцип, сохраняя, при глубокой научной проработанности материала и объективности оценок, верность христианскому учению о человеке в проекции на проблемы ребенка.
(Лихачеё/^995), Необходимо несколько слов сказать о выводах, сделанных этим ученым, поскольку они имеют принципиальное значение для нашего исследования.
Самым существенным в его педагогической системе является положение о
иерархическом принципе устроения человека (ребенка), о сохранении приоритета разума, духа над плотью при развитии всех его телесных сил и сторон.
«Подавление, оттеснение какой-либо сферы души,
пишет В.В.
Зеньковский, неизбежно влечет за собой расстройство психических сил.
Дитя цельно, и всякий разрыв в какойлибо сфере души неизбежно влечет за собой тяжелые последствия».

(Зеньковский, 1993, с.
131).
Отсюда ученый делает вывод о важности для духовного (а, следовательно, и физического) здоровья ребенка нормального развития религиозной сферы.
«...религиозные образы в душе ребенка помогают развернуться лучшим движениям детской души,
отмечает педагог, изнутри согревают и просветляют ее.
Школа, которая не хочет иметь дела с религиозной сферой ребенка...
отбрасывает от себя огромную творческую силу и вынуждена прибегать к суррогатам и подменам».

(Зеньковский, 1993, с.
130)

[Back]