Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 83]

Не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер.
Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, самоубийства, участие в деструктивных сектах и пр.).
Принимая во внимание внутреннюю целостность и иерархичность строения личности (дух-душа-тело) школа должна равно заботиться о всех трех сферах ее реального бытия.
Другой важный для педагогики вывод касается соотношения в человеке духовного ядра и психических сил.

По мнению В.В.
Зеньковского, духовная жизнь не «созидается» через расцвет эмпирии, но лишь пробуждается и опосредуется ею.
Она не является производным от эмпирической сферы, но подчинена своей собственной закономерности.
«Нельзя прийти к духовному росту через развитие психических сил интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии»'.

И, наоборот, примат духовного начала не устраняет и не подавляет собственной закономерности психофизической жизни.
Существенное значение имеет также мысль ученого о том, что духовная жизнь сама по себе (в своей субъективной стороне) не содержит критерия правильности ее направления.

Очевидно, что последовательно использованный В.В.
Зеньковским
антропологический принцип в подходе к проблемам воспитания, позволил ему сделать глубокие выводы, имеющие большое научно-практическое значение.
Христианская антропология, которая дает наиболее цельный образ человека, позволяет пересмотреть два других важнейших педагогических понятия воспитание и образование.

Восходя к всеохватному образу человека, христианская педагогика дает объяснение категорий воспитания и образования с позиций общечеловеческих ценностей, носящих
абсолютI 83 Там же, с.
131.
[стр. 35]

Не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер.
Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, самоубийства, участие в деструктивных сектах и пр.).
Принимая во внимание внутреннюю целостность и иерархичность строения личности (дух-душа-тело) школа должна равно заботиться о всех трех сферах ее реального бытия.
Другой важный для педагогики вывод касается соотношения в человеке духовного ядра и психических сил
«эмпирии».
По мнению В.В.
Зеньковского, духовная жизнь не «созидается» через расцвет эмпирии, но лишь пробуждается и опосредуется ею.
Она не является производным от эмпирической сферы, но подчинена своей собственной закономерности.
«Нельзя прийти к духовному росту через развитие психических сил интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии».

(Зеньковский, 1993, с.
131).
И, наоборот, примат духовного начала не устраняет и не подавляет собственной закономерности психофизической жизни.
Существенное значение имеет также мысль ученого о том, что духовная жизнь сама по себе (в своей субъективной стороне) не содержит критерия правильности ее направления.

Из сказанного очевидно, что антропологический принцип в подходе к проблемам воспитания, последовательно использованный В.В.
Зеньковским,
позволил ему сделать глубокие выводы, имеющие большое научно-практическое значение.


[стр.,36]

36 » * Христианская антропология, которая дает наиболее цельный образ человека, позволяет пересмотреть два других важнейших педагогических понятия «воспитание» и «образование».
При этом следует отметить принципиальную важность для научного исследования положения о соотношении (или иерархии) понятий.
Давая представление о расположении частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему, иерархия, как нам представляется, более точно, нежели система (которая более характеризует их горизонтальную, линейную соподчиненность), показывает их реальные отношения и связи, указывая на вертикальную зависимость одних от других.
Системный подход, в отличие от иерархического, предоставляет большую свободу для манипулирования элементами системы, для субъективной, произвольной их перестановки.
Это, в частности, можно наблюдать на примере соотношения воспитания и образования на протяжении всего советского периода российской истории.
Так, в первые послереволюционные годы подчеркивается насущная необходимость воспитания «общественного человека», центром тяжести школьного дела должно стать «построение системы коммунистического воспитания».
(Пистрак, 1925, с.
96).
Программы 1927 г.
предусматривают органическую связь обучения и воспитания, мировоззренческие задачи распределяются по годам обучения.
В тридцатые годы все силы (как школьные, так и внешкольные) брошены на «обеспечение повышения качества учебной работы» с целью подготовки для техникумов и высшей школы «вполне грамотных людей» (Постановление ЦК ВКП(б) 1931 года).


[стр.,40]

Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций* свидетельствует об изменении, подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности.
Однако в целом они несут отпечаток «средового» подхода, доминировавшего в координатах классовой идеологии.
Восходя ко всеохватному образу человека, христианская педагогика дает объяснение категорий «воспитания» и «образования» с позиций общечеловеческих ценностей, носящих
абсолютный характер, поэтому значение этих слов не изменяется с течением времени.
Слово «воспитание», этимологически восходя к слову «питание», предполагает доброкачественную пищу для души и тела.
В христианском сознании оно ассоциируется с величайшим таинством Евхаристией, Божественной Литургией.
В переводе в греческого языка «Литургия» означает «общее дело».
В этом общем для верующих деле, по словам Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия И, открывается реальнейшая реальность, происходит встреча с Богом и соединение верующих во Христе.
(Алексий, 1995, с.
75).
В этом таинстве абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным: человек входит в живое общение с Богом.
Он получает силы к изменению самого себя и познанию себя как духовного существа, которое должно научиться управлять своей «эмпирией» интеллектом, волей, чувствами.
*Имеются в вицу,прежде всего,следующие концепции; «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (создана коллективом авторов под руководством З.А.
Мальковой и Л.И.
Новиковой); «Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы» (подготовлена научным коллективом, возглавляемым О.С.
Гаймаком): концептуальное исследование ЕВ.
Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности».

[Back]