Проверяемый текст
Запесоцкий, Александр Сергеевич, Образование: философия, культурология, политика : монография / А.С.Запесоцкий ; Российская Академия наук. Институт философии. ­ М. : Наука, 2002
[стр. 86]

Антропологический принцип в христианской традиции означает, прежде всего, равенство человека и мира.
Сущность человека рассматривается как заданное свыше и реализованное в его жизнедеятельности призвание.

Мировоззренческие истоки основополагающего для отечественной антропологии принципа в идеях исихастов.
Как известно, византийский теолог и идеолог исихазма Григорий Палама выделял в Божестве два основных элемента: сущность и энергии.
Сущность абсолюта человеку недоступна, но в то же время благодаря энергиям на него нисходит «обожающая благодать».

В силу этого индивид как бы поднимается над «тварным миром», становится «светоносным».
«Нетварный свет» занимает одно из
центральных мест в богословии исихастов: даже Бог, проявляющийся в «психоэнергиях», именуется у них «Светом».
«Светоносность» личности предопределяется степенью ее приобщенности к Божественным энергиям.
Приобщение к Богу возможно лишь для тех, у кого он стал «началом и концом всех стремлений», так как только «любящие его» становятся «возлюбленными им».
Душа человека в концепции исихастов делится на три части: мыслительную, пожелательную и раздражительную.
Каждой части соответствует свой тип энергий.

В итоге человек это синтез некоего множества разнородных и разнонаправленных телесных и душевных энергий.
Энергии объединяются в группы вокруг доминанты главной энергии, которая связана с определенной целью, стремлением (которое может быть телесным, душевным и
умственным).
Любая деятельность человека задействует разные энергии.
Человек самодеятельный центр.
Его разнонаправленные, разнородные и в то же время взаимосвязанные и взаимодействующие «выступления» образуют подвижную и меняющуюся конфигурацию проекцию человека в план энергии, в энергийный образ человека.
Синергия в концепции исихастов это единство двуполярного действия Бога и человека.
Не случайно П.Флоренский считал, что «Философия культа» призвана, с одной стороны, выяснить «способ внедрения в мир духовной энергии», а с другой пути усвоения ее человеком.

86
[стр. 32]

плана, а не естество человека» (Н.
Бердяев).
Не только дух, но и тело «неотъемлемо принадлежит личности, образу Божьему в человеке.
Духовное начало одухотворяет и душу и тело человека.
<...> Дух есть не природа в человеке, отличная от природы душевной и телесной, а имманентно действующая в нем благодатная мощь (дуновение, дыхание), высшая качественность человека.
Подлинно активным и творческим в человеке является дух»'.
Онгологичность врамках отечественной антропологической парадигмы трактует в категориях целостности не только бытие, но и познание.
П.
Флоренский считал, что правильная ориентация человеческих помыслов и человеческой деятельности должна сопровождаться процессом «внедрения в мир божественный».
Познание не может оставаться только на уровне интеллектуальных положений, истинное знание всегда «сопричастно бытию»^.
Обосновывая ограниченные возможности спекулятивного, рационального знания (высшей формой достижения которого является понимание антиномичности, противоречивости бытия), русская философиядает обоснование иных форм и ступеней духовного познания, когда возможен синтез антиномий.
Способность к целостному познанию появляется в результате «пресуществления человека» (П.
Флоренский), то есть его реального приобщения к бытию, воплощения в бытии.
Антропологический принцип вданном случае означает прежде всего равенство человека и мира.
Сущность человека рассматривается как заданное свыше и реализованное в его жизнедеятельности призвание\
Сло‘ Бердяев Н.
А.Указ.соч.— С.
358.
“Ф л о р е н с к и й П.
Столп и утверждение истины.
— М ., 1990.
^Мировоззренческие истоки основополагающего для отечественной антропологии принципа — в идеях исихастов.
Как известно, византийский теолог и идеолог исихазма Григорий Палама выделял в Божестве два основных элемента: сущность и энергии.
Сущность абсолюта человеку недоступна, но в то же время благодаря энергиям на него нисходит «обожающая благодать».

Благодаря этому индивид как бы поднимается над «тварным миром», становится «светоносным».
«Нетварный свет» занимает одно из
основных мест в богословии исихастов: даже Бог, проявляющийся в «психоэнергиях», именуется у них «Светом».
«Светоносность» личности предопределяется степенью ее приобщенности к Божественным энергиям.
Приобщение к Богу возможно лишь для тех, у кого он стал «началом и концом всех стремлений», так как только «любящие его» становятся «возлюбленными им».
Душа человека в концепции исихастов делится на три части: мыслительную, пожелательную и раздражительную.
Каждой части соответствует свой тип энергий.

Поэтому человек — это синтез некоего множества разнородных и разнонаправленных телесных и душевных энергий.
Энергии объединяются в группы вокруг доминанты — главной энергии, которая связана с определенной целью, стремлением (которое может быть телесным, душевным и
умствен32

[стр.,33]

во, истина это сила, изменяющая бытие людей.
Антропология в этом случае становится способом осмысления человека вмасштабе Универсума, понимания смысла мировых процессов вчеловеческом измерении.
Онтологизм проявляется также вакцентировке основных экзистенциальных идей'.
Русская гуманитарная мысль иначе решает проблему смысла человеческого бытия, свободы, любви и т.
д.
(в отличие, например, от философии экзистенциализма).
Человек есть основа бытия, но сущность человека не в нем самом — она предзадапа ему культурой, миром человеческого общения.
«Загадка человека ставит пе только проблему антропологической философии, но и проблему антропологизма или антропоцентризма всякой философии.
Философия антропоцентрична, но сам человек не антропоцентричен»^.
Н.
Бердяев, подводя итоги собственному творчеству и пытаясь сформулировать основы христианской антропологии, писал: «Личность не самодостаточна, она не может довольствоваться собой.
Она всегда предполагает существование других личностей, выход из себя в другого.
Отношение личности к другим личностям есть качественное содержание человеческой жизни.
Поэтому существует противоположность между личностью и эгоцентризмом.
Эгоцентризм, поглощенный своим “я”, и рассмотрение всего исключительно с точки зрения этого “я”, отнесение всего к нему разрушает личность.
Реализация личности предполагает видение других личностей.
Эгоцеетризм же нарушает функцию реальности вчеловеке.
Личность предполагает различение, установку разности личностей, то есть В1здение реальностей в их истиш^ом свете.
Солипсизм, утверждаюным).
Любая деятельность человека задействует разные энергии.
Человек — самодеятельный центр.
Его разнонаправленные, разнородные и в то же время взаимосвязанные и взаимодействующие «выступления» образуют подвижную и меняющуюся конфигурацию — проекцию человека в план энергии, в энергийный образ человека.
Синергия в концепции исихастов — это единство двуполярного действия Бога и человека.
Не случайно П.
Флоренский считал, что «философия культа» призвана, с одной стороны, выяснить «способ внедрения в мир духовной энергии», а с другой — пути усвоения ее человеком.

В рамках данной методологии Вл.
Соловьев рассматривал человека как наиболее совершенную в потенции форму бытия духа.
' Интересно, что, наряду с категорией «формальная истина», имеющей семантические аналоги в других языках, русские мыслители обращаются к понятию «правда».
О.
Франк видел вэтом выражение специфики и глубинного смысла русской философии, правда — это не только теоретически верный образ мира, это нравственное основание жизни, духовная сущность бытия.
Правду ищут не ради абстрактного познания, а для того чтобы «преобразить мир, очиститься и спастись».
-Б е р д я е в Н.
А.
Указ соч.
— С.
346.
33

[Back]