Огромный вклад в теоцентричную традицию отечественного антропологизма внес профессор Казанской духовной академии В.И.Несмелов (конец X IX века), который признавался по глубине философского постижения человека равным Вл.Соловьеву. В.Несмелое доказал возможности преодоления идущего от античности узкого понимания философии как знания о мире, ее способности стать «знанием о человеке» «не как о зоологическом экземпляре, а как о носителе разумных основ и выразителей идеальных целей жизни»'. Философ видел свою задачу в разработке антропологического доказательства бытия Бога, идею которого следует искать не в объективном мире, а в духовном мире человека, в его нравственных стремлениях. Знания о мире по своему значению являются вторичными для человека, они не имеют для него абсолютного значения и служат для достижения целей земного бытия. По мысли проф. В.И. Несмелова, можно быть великим ученым и в то же время необразованным человеком, потому что критерием и результатом истинного образования является выработка целостного мировоззрения. Для его достижения «недостаточно наполнить свою голову профаммным множеством всяких познаний, а нужно еще создать в голове живое ядро, которое могло бы всасывать в себя нужные ему материалы из всей фуды приобретенных познаний и, развиваясь на счет этих материалов, могло бы вырасти в живой организм о мире и человеке и вместе с тайной бытия могло бы осветить человеку ценность и цель его личности»’ . Христианское знание отвечает этим требованиям, оно носит целостный характер и может удовлетворить и запросам разума, и стремлениям воли, и требованиям чувств. Идеи В.Несмелова оформились на рубеже веков в особую духовную фадицию, в которой даже апологетическая проблема теодицеи перерастает в проблему понимания глубинного смысла человека и высшего предназначения его жизни, то есть в анфоподицею. 87 ' См.: Несмелое В.И. Наука о человеке. Казань, 1905. ’ Несмелое В,И. О цели образования // Годичный акт в Казанской духовной академии 8 ноября 1898. с. 16. |
47 * * Действительно, зачем человеку разнообразная информация о мире, если он не знает, кто он и зачем он в этом мире, если он не имеет твердых оснований любого знания в себе самом? По мысли проф. В.И. Несмелова, можно быть великим ученым и в то же время необразованным человеком, потому что критерием и результатом истинного образования является выработка целостного мировоззрения. Для его достижения «недостаточно наполнить свою голову программным множеством всяких познаний, а нужно еще создать в голове живое ядро, которое могло бы всасывать в себя нужные ему материалы из всей груды приобретенных познаний и, развиваясь на счет этих материалов, могло бы вырасти в живой организм о мире и человеке и вместе с тайной бытия могло бы осветить человеку ценность и цель его личности». (Несмелое, 1898, с. 16). К сказанному следует добавить, что христианское знание отвечает этим требованиям, оно носит целостный характер и может удовлетворить и запросам разума, и стремлениям воли, и требованиям чувств. Христианское знание необходимо ребенку, поскольку «дитя нуждается в том миропонимании, при котором для него все в мире имеет смысл, все восходит к Творцу и Отцу Небесному». (Зеньковский, 1993, с. 166). Христианство позволяет ему «жить в поисках и сознавании ясных, не допускающих ни малейшего сомнения жизненных истин». (Песталоцци, 1984, с. 144). Правильно найденное соотношение «знания» («ума») и «сердца», воспитания и образования позволяет говорить об их гармонии. Она предполагает такое состояние души, когда ум сдерживает чрезмерные сердечные порывы, сердце согревает холодную рассудочность ума, и оба они направляют волю в нужное русло. |