Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 89]

бинными задачами современного образования'.
Антропологизм стал основой личностного подхода, имеющего наибольшее значение в гуманистической, субъект-субъектной образовательной парадигме (К.А.
Абульханова-Славская, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.Б.Орлов и др.).

По мнению отечественных мыслителей, христианская этика «стоит неизмеримо выше всего, что о ней когда-либо говорено или писано.
По своей доказательной глубине и в то же время простоте она образец совершенства, последнее слово этической мудрости...
Этические системы и учения, появившиеся даже у христианских народов, не создали ничего нового, а либо истолковывали христианскую этику, либо представляют более или менее неудачные усилия подыскать для нее теоретические основания».

Недостижимая высота христианской этики выражается в силе, ясности и точности ее понятий, их строгой иерархичности, заключается в том основании, на котором она покоится в абсолютных истинах христианского догматического учения.
Ее оригинальность, несравненная цельность и законченность
обусловливается «тем единым и совершенно новым, чисто религиозным основанием, которое Он (Иисус Христос) дал нравственной жизни, установив в своем лице новое отношение к Богу и к миру...»^.
В христианстве произошло то, что не могло случиться ни в недрах языческих религий с их национальной ограниченностью, ни в философских системах с их «скольжением» по поверхности ума культурного общества —
в нем родилась новая личность.
Не в теории, а в жизни, во внутреннем существе человека, в его сердце и воле совершился переворот.
Человек почувствовал себя личностью, имеющей абсолютную ценность, «сыном Божиим», и эту личность он должен был признать и в другом»^.

89 ' Бим-Бад Б.М.
Антропологическое основание важнейших течений в мировой педагогике (первая половина XX в.): Дис....
д-ра пед.
наук.
(В виде научного доклада).
М., 1994.
с.
4.
^Трубецкой С.Н.
Этика и догматика И Вопросы философии и психологии.
-С .
491.
^Булгаков С.Н.
История социальных учений в X IX веке; Лекции профессора С.Н.
Булгакова, читанные в Московском коммерческом институте.
С.
10.
[стр. 52]

52 V ё Флоренский, Л.
Шестов и др.), в трудах которых поставлены глубинные вопросы человеческого существования, представлен богатейший мир человеческой субъективности, раскрыта экзистенциальная диалектика божественного и человеческого.
Принцип целостности человека, выдвинутый в работах Б.Г.
Ананьева, JT.C.
Выготского, С.Л.
Рубинштейна и ряда других ученых, явился системообразующим в психологической концепции человека и обусловил ее своеобразный антропологизм в качестве продолжения и развития философских антропологических идей.
В настоящее время появились специальные работы, возрождающие традиции педагогико-аитропологического основания теории и практики образования (Б.М.
Бим-Бад и др.), заложенные в свое время К.Д.
Ушинским.
Неотложность восстановления и развития педагогической антропологии как целостного и системного знания о человеке, по мысли Б.М.
Бим-Бада, продиктована глубинными задачами современного образования.
(Бим-Бад, 1994, с.
4).
Как для философской, так и для психологической и педагогической антропологии присуще осознание того, что конкретное бытие человека не исчерпывается его пребыванием в социальном, историческом, политическом, культурном модусе.
Особую роль играет духовная сфера его бытия, духовный мир как реально существующий особый мир, проблема смысла жизни, проблема смерти.
Эти основополагающие установки антропологического подхода имели принципиальное значение для решения проблемы нашего исследования.
Антропологизм стал основой личностного подхода, имеющего наибольшее значение в гуманистической, субъект-субъектной образовательной парадигме (К.А.
Абульханова-Славская, И.С.
Кон, А.В.
Мудрик, А.Б.
Орлов и др.).

Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в

[стр.,60]

Этические системы и учения, появившиеся даже у христианских народов, не создали ничего нового, а либо истолковывали христианскую этику, либо представляют более или менее неудачные усилия подыскать для нее теоретические основания».
(Кавелин, б/г, с.
35).
Недостижимая высота христианской этики, которая выражается в силе, ясности и точности ее понятий, их строгой иерархичности, заключается в том основании, на котором она покоится в абсолютных истинах христианского догматического учения.
Ее оригинальность, несравненная цельность и законченность,
по мнению русского религиозного философа С.Н.
Трубецкого, обусловливается «тем единым и совершенно новым, чисто религиозным основанием, которое Он (Иисус Христос) дал нравственной жизни, установив в своем лице новое отношение к Богу и к миру...».
(Трубецкой, 1895, с.
491).
В христианстве произошло то, что не могло случиться ни в недрах языческих религий с их национальной ограниченностью, ни в философских системах с их «скольжением» по поверхности ума культурного общества,
развивает эту мысль проф.
С.Н.
Булгаков, в нем родилась новая личность.<;<Не в теории, а в жизни, во внутреннем существе человека, в его сердце и воле совершился переворот.
Человек почувствовал себя личностью, имеющей абсолютную ценность, «сыном Божиим», и эту личность он должен был признать и в другом».

(Булгаков, 1913, с.
10).
Бог как источник всякого блага является основанием христианской нравственности, которая, в отличие от любой другой морали, предполагает веру.
В христианстве вера и нравственность так тесно между собой соединяются и так глубоко друг в друга проникают, что трудно обозначить пределы, где оканчивается область

[стр.,176]

в нескольких словах, поэтому следует отослать учителя к богатейшей литературе по данной теме.
Но важно при этом подчеркнуть доминирующую его черту религиозность сознания, без опоры на которую нельзя понять ни его сути, ни преемственности и целостности исторического процесса.
"В христианстве, отмечает С.Н.
Булгаков.
родилась новая личность.
Не в теории, а в жизни, во внутреннем существе человека, в его сердце и воле совершился переворот.
Человек почувствовал себя личностью, имеющей абсолютную ценность, " сыном Божиим", и эту личность он должен был признать и в другом"
(Булгаков, 1913, с.
10).
Именно со становлением нового человека, радостями и трудностями его "дольнего и горнего" пути так или иначе связаны все темы 7-го класса.
I четверть называется "Меч, книга и плуг".
Она знакомит нас со средневековым обществом и главными его героями теми, кто воюет (bellatores), рыцарями ("Доблесть и верность"); теми, юго работает (laboratores), крестьянами ("Человек на земле"); теми, кто молится (oratores), монахами ("Молись и трудись").
Тема рыцарства очень благодатна для духовно-нравственного воспитания и пробуждения интереса к Средним векам.
Воодушевить учащихся высокими идеалами справедливости, защиты слабых, противостояния миру зла, простыми законами взаимопомощи, великодушия и доброты можно на примере рыцарского братства легендарного короля Артура, чье имя прошумело по всей Европе.
Его волшебное царство с чудесными городами и замками, зачарованными лесами и озерами разбудит фантазию ребят, а рыцарское отношение к слабому полу вызовет желание поступать так же.
Здесь же зайдет разговор о верности, черте характера, которая имела совершенно особое значение в Средние века: понимание верноста как доблести позволит

[Back]