Бог как источник всякого блага является основанием христианской нравственности, которая, в отличие от любой другой морали, предполагает веру. В христианстве вера и нравственность так тесно между собой соединяются и так глубоко друг в друга проникают, что трудно обозначить пределы, где оканчивается область одной и начинается влияние другой. Богочеловек Иисус Христос со своими учениками и последователями доказал неотделимость истинно-христианской веры от возвышенного нравственного настроения и действия. Его учение, прежде всего. Он сам, «Слово о Боге, Слово Божие, обращенное к человечеству»'. Одним из необходимых признаков истинной морали является вечность, неизменность ее принципов и категорий, в том числе категорий добра и зла, которые являются наиболее общими и фундаментальными понятиями этики. В христианстве Бог является основой всех многообразных отношений человека, который сотворил человека существом личным, то есть свободным и ответственным. «Личность есть величайшее творение Божие именно потому, что Бог вкладывает в нее способность любви следовательно, и отказа. Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее свое творение именно для того, чтобы оно стало совершеннейшим... Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысел, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяние любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать»’ . В рамках христианской традиции главной заботой духовнонравственного воспитания, ее объектом выступает забота о сердце как главном источнике духовной жизни, центре эмоциональномотивационной сферы, от расположений которого зависит весь строй 90 242-244. ' 'ГЪубецкой С.Н. Указ. Соч. с 503. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви С. |
Этические системы и учения, появившиеся даже у христианских народов, не создали ничего нового, а либо истолковывали христианскую этику, либо представляют более или менее неудачные усилия подыскать для нее теоретические основания». (Кавелин, б/г, с. 35). Недостижимая высота христианской этики, которая выражается в силе, ясности и точности ее понятий, их строгой иерархичности, заключается в том основании, на котором она покоится в абсолютных истинах христианского догматического учения. Ее оригинальность, несравненная цельность и законченность, по мнению русского религиозного философа С.Н. Трубецкого, обусловливается «тем единым и совершенно новым, чисто религиозным основанием, которое Он (Иисус Христос) дал нравственной жизни, установив в своем лице новое отношение к Богу и к миру...». (Трубецкой, 1895, с. 491). В христианстве произошло то, что не могло случиться ни в недрах языческих религий с их национальной ограниченностью, ни в философских системах с их «скольжением» по поверхности ума культурного общества, развивает эту мысль проф. С.Н. Булгаков, в нем родилась новая личность.<;<Не в теории, а в жизни, во внутреннем существе человека, в его сердце и воле совершился переворот. Человек почувствовал себя личностью, имеющей абсолютную ценность, «сыном Божиим», и эту личность он должен был признать и в другом». (Булгаков, 1913, с. 10). Бог как источник всякого блага является основанием христианской нравственности, которая, в отличие от любой другой морали, предполагает веру. В христианстве вера и нравственность так тесно между собой соединяются и так глубоко друг в друга проникают, что трудно обозначить пределы, где оканчивается область одной и начинается влияние другой. «Бог не может быть нравственным двигателем в моем сознании, если я в Него не верю». Так вера приобретает этическое значение. Богочеловек Иисус Христос со своими учениками и последователями доказал неотделимость истинно-христианской веры от возвышенного нравственного настроения и действия. Его учение, пишет С.Н. Трубецкой, прежде всего, Он сам, «Слово о Боге, Слово Божие, обращенное к человечеству». (Трубецкой, 1895, с. 503). Одним из необходимых признаков истинной морали является вечность, неизменность ее принципов и категорий, в том числе категорий добра и зла, которые являются наиболее общими и фундаментальными понятиями этики. В христианской этике выступают два ряда отношений людей: их земные, реальные отношения друг к другу и отношения к Богу. Последние целиком определяют первые, и это вполне объяснимо. Если человек не знает и не хочет знать своих отношений и обязанностей по отношению к кому-либо гораздо более высшему, чем он сам, чем другие люди, природа и все окружающее, то это, естественно,не может не исказить всю сферу его отношений: что-то или кого-то он будет ценить неизмеримо высоко, выше, чем он(о) действительно заслуживает, а другое, напротив, считать ниже им заслуженного. В христианстве Бог является основой всех многообразных отношений человека. Но прежде чем говорить о приоритетах в отношениях человека с миром, необходимо уяснить отношение Бога к человеку как своему творению. Бог сотворил человека существом личным, то есть свободным и ответственным. Свобода человека простирается так далеко, что он по своему выбору, при содействии благодати, может стать Богом. Но человек может отвергнуть этот путь, отвергнуть самого Творца. «Личность есть величайшее творение Божие именно потому, пишет В.Н. Лосский, что Бог вкладывает в нее способность любви следовательно, и отказа. Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее свое творение именно для того, чтобы оно стало совершеннейшим... Любовь Бога к человеку гак велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысел, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяние любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать». (Лосский, 191J9, с. 242-244). Любовь Бога к человеку доходит до самого высокого подвига смерти на кресте ради спасения человечества от власти зла. Бог есть абсолютная Любовь, абсолютная Истина, абсолютное Благо. Поэтому добро в христианстве это то, что способствует соединению, слиянию с Богом, с Его благой волей, открытой человеку в Божественном откровении, а зло то, что препятствует этому. Христианин верит в Добро, как в Бога, Который больше мира и не ограничен никакими материальными условиями. Бог является единственным надежным, объективным «критерием» для определения добра и зла. (Трубецкой, 1895, с. 484-517). В классовой этике провозглашалось, что добром является то, что «способствует продвижению общества к коммунизму», а злом то, что «тормозит поступательное развитие общества по пути к коммунизму». (Андреев, 1964, с. 38). Относительный, субъективноисторический характер этих понятий, их искаженное понимание |