Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 91]

чувств, мыслей, желаний и действий личности.
О необходимости не только «зажечь» сердце, но и постоянно поддерживать «духовный уголь», говорили также К.Д.
Ушинский, А.И.
Пирогов, В.Я.
Стоюнин, И.А.
Ильин, А.С.
Макаренко, В.А.
Сухомлинский и другие выдающиеся педагоги, подразумевая под этим выбор правильного направления развития личности, соответствующий главной цели бытия: чуткость ко всему святому, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является выбор
ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью.
Они являются основой его содержания.
Другая не менее важная его задача воспитание «меры» любви.

B.C.
Соловьев выделяет три «меры любви», которые различаются по своей направленности, интенсивности, характеру: а) благоговение — глубочайшее почтение, отношение к тому, что выше человека; б) понимание, сострадание, жалость мера отношения к тому, что равно человеку, т.е.
отношение к другим людям; стыд, воздержание мера отношения к тому, что ниже человека: его физическая природа, природа вообще.

Христианское понимание воспитания и образования исходит из взгляда на человека как на образ и подобие Бога.
Целью христианшюго воспитания и образования, как и всей христианской жизни в целом, является спасение души.
В этом контексте слово «спасение» подразумевает избавление не от физической опасности, а от опасности духовной.
«Связать проблему воспитания с темой спасения
—значит уяснить себе смысл воспитания»'.
Если светская педагогика обращена к внешнему знанию, понимая под образованием получение определенной суммы знаний, умений и навыков, необходимых для ориентации и укоренении в земной жизни, то христианское образование обращено к внутреннему человеку.
Христианская педагогика говорит о воспитании как о «возвышении» сердца как центра духовной жизни.
Эта задача необходимо включает в себя помощь педагога в понимании каждым воспитанни1«)м своего особо91 ' Зеньковский В.В.
Проблемы воспитания в свете христианской atrrponoлогии.-М.: Изд-во СВБ.
1993.-е.
155.
[стр. 50]

всех сил, с нею связанных, тогда как понятие «образование» предполагает формирование ее содержания.
Два этих понятия тесно связаны между собой, своим пересечением образуя как бы невидимый крест.
4.
Слова «человек» («личность»), «воспитание», «образование» в светской педагогике соотносятся между собой как элементы подвижной системы, которые, в зависимости от меняющихся, в соответствии с конъюнктурой, условий могут изменять свое положение и значение.
Эти же слова в христианской педагогике подчинены строгой иерархии: понятие «человек» подчиняет понятие «воспитание».
Воспитание вбирает в себя понятие «образование», оно связано с проявлением у ребенка самосознания и сознания.
(Воспитание связано, превде всего, с подсознанием).
5.
В качестве конечной цели светского воспитания поставлен идеал всестороннего и гармоничного развития личности, который в последнее время заменяется «гуманистическим», «общечеловеческим» идеалом или идеалом «общечеловеческих ценностей».
Однако, как нам представляется, эти ориентиры не могут использоваться в качестве абсолютных в силу размытости, подвижности и непроясненности их смысла.
Целью христианского воспитания и образования, как и всей христианской жизни в целом, является спасение души.
В этом контексте слово «спасение» подразумевает избавление не от физической опасности, а от опасности духовной.
«Связать проблему воспитания с темой спасения,
отмечает В.В.
Зеньковский, значит уяснить себе смысл воспитания».
(Зеньковский, 1993, с.
155).
Путь к спасению указал Сын Божий, Иисус Христос, сойдя с неба на землю и приняв образ человека.
Он является идеалом для каждого

[стр.,84]

жизни, центре эмоционально-мотивационной сферы, от расположений которого зависит весь строй чувств, мыслей, желаний и действий личности, является главной заботой духовно-нравственного воспитания, ее объектом.
Основной его целью является «возвышение» сердца, научение его любви.
И.-Г.
Песталоцци писал, что для воспитания «силы сердца в любви» необходимо упражнение.
О необходимости не только «зажечь» сердце, но и постоянно поддерживать «духовный уголь» говорили также К.Д.
Ушинский, А.И.
Пирогов, В.Я.
Стоюнин, И.А.
Ильин, А.С.
Макаренко, В.А.
Сухомлинский и др.
выдающиеся педагоги, подразумевая под этим выбор правильного направления развития личности, соответствующий главной цели бытия: чуткость ко всему святому, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

«Любить вообще, пишет И.
Базаров, так близко сердцу человека, так естественно для его природы.
Но как любить, уметь любить (выделено нами Т.П.) это задача жизни».
И.-Г.
Песталоцци рекомендовал постоянно расширять круг, в который входят объекты детской любви.
Все существующее вне человека, по мысли Н.А.
Бердяева, может быть воспринято им лишь в той мере, в какой войдет в его внутреннее сознание, станет его внутренним «я».
Таким образом очевидно, что одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью.
Они являются основой его содержания.
Другая не менее важная его задача воспитание «меры» любви
в зависимости от ее объекта.
B.C.
Соловьев выделяет три основные «меры любви», которые различаются по своей направленности, интенсивности, характеру: благоговение глубочайшее почтение, «радостновидный страх» мера отношения к тому, что выше

[стр.,85]

человека, те.
к Богу, ко всему святому; понимание, сострадание, жалость мера отношения к тому, что равно человеку, т е.
отношение к другим людям; стыд, воздержание мера отношения к тому, что ниже человека: его физическая природа, природа вообще.

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни.
Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного, как внешнего, так и внутреннего ('эмоционально-смыслового) воздействия педагога на духовно-нравственную_____ сферу_____ личности._____ являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.
Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.
Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализированную определенной позицией педагога.
Выбор ценностей опосредован творческим потенциалом педагога, гуманизмом его личности.
Знание, преподаваемое им, должно быть «растворено любовью» (Митр.
Владимир Богоявленский), тогда оно дойдет до сердца каждого учащегося, затронет его эмоциональномотивационную сферу.
В педагогическом плане выбор аксиологических приоритетов является выбором «объектов детской любви» (объектов потребностей личности), которые должны войти в сознание и душу ребенка, стать его внутренним «я» в процессе интериоризации.
В условиях общеобразовательной школы осуществление духовно-нравственного воспитания возможно на основе интернм изации гуманистических ценностей содержания образования.
Организационно-педагогическая модель процесса духовнонравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования как исходная система взглядов, целей, идей.

[Back]