Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 92]

ГОпути, своего «креста», того подвига, который предлежит ему в земной жизни с целью достичь жизни вечной.
Воспитание предполагает также воцерковление, когда ребенок в свободном, проникнутом любовью и братством единении раскрывает свои таланты, всю полноту своей личности.

Объектом духовно-нравственного воспитания выступает душа человека, которая «является в мир голой силой, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после»'.
Душа есть истинное «Я» человека, «квинтэссенция» личности, «та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности, несмотря на постоянный поток сознания, смену впечатлений и опушений, круговорот обмена веществ, эта устойчивость определяется именно душой, нематериальным субстратом, в котором...
заложена вся информация о нашем «я»’.

Несмотря на устойчивость тела в пределах земной жизни и души,
психическая жизнь человека, область взаимодействия души и тела неустойчива и подвижна.
По своей физической природе человек всецело принадлежит внешнему миру и наряду с другими «объектами мира» подчиняется всеобщим законам земного существования.
По природе своей личности, как образ Божий, он также необходимо сознает себя более чем «вещью мира».
Сознание выводит его за пределы мира и заставляет искать особого назначения в мире.
«...
Вся история духовного развития человека
в сущности сводится только к истории поисков его за решением загадки о себе»’.
Светская трактовка терминов «воспитание» и «образование» исходит из материалистического определения человека как «продукта среды» и поэтому стремится ее улучшить, облагородить, создавая соответст^чо92 ' Затворник Ф.
Путь к спасению.
М.: Издат.
отдел МП, б/г.с.
34 ’ Нечаев П., митр.
Тело, душа, совесть.
(Учение о человеке в христианской традиции и современное общество) // Малая Церковь: Настольная книга прихожанина.
с.
208.
’ Несмелой В.И.
О цели образования //Годичный акт в Казанской духовной академии 8 ноября 1898.
С.
19-20)
[стр. 43]

пишет один из основоположников славянофильства, философ и поэт А.С.
Хомяков.
Известный русский философ Г.П.
Федотов считает, что если творчество в искусстве и науке, высокая духовная (т.е.
молитвенная и аскетическая) жизнь удел немногих, то нравственный подвиг доступен любому человеку.
(Федотов, 1991, с.
50).
Понимание подвига как жизненного креста находим у В.В.
Зеньковского.
(Зеньковский, 1993, с.
50).
«Вписанный в человека крест» (т.е.
тайна своеобразия личности, ее талант) определяет внутреннюю логику духовных исканий человека.
Вместе с тем «крест» указывает педагогу задачу и направленность воспитательной деятельности по отношению к каждому ребенку.
Таким образом, христианская педагогика говорит о воспитании как о «возвышении» сердца как центра духовной жизни, как главной силы любви.
Эта задача необходимо включает в себя помощь педагога в понимании каждым воспитанником своего особого пути, своего «креста», того подвига, который предлежит ему в земной жизни с целью достичь жизни вечной.
Воспитание предполагает также воцерковление, когда ребенок в свободном, проникнутом любовью и братством единении раскрывает свои таланты, всю полноту своей личности.

Христианское образование как раскрытие образа Божия в человеке покоится на христианском воспитании.
С домом на песке сравнивает образование без воспитания проф.
М.И.
Андреев.
(Андреев, 1991, с.
10).
И.А.
Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным.
( Ильин, 1994, с.
409).
«Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», пишет И.Г.
Песталоцци.
(Песталоцци, 1981, с.
82).


[стр.,44]

Действительно, если воспитание это, прежде всего, уход, забота о сердце, исправление и «зажигание» его, то понятие «образование» близко по значению к слову «формирование».
Оно связано с формированием правильного образа мыслей,^ ''правильного (в данном контексте христианского, православного) мировоззрения.
Воспитание начинается с появления ребенка на свет, являясь фундаментом, на котором впоследствии будет созидаться здание образования.
Образование занимает подобающее ему место с пробуждением и расширением сознания ребенка, его души.
Святитель Феофан Затворник пишет: «...Душа является в мир голой силой, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после».
(Затворник, б/г, с.
34).
На основании этой точной характеристики можно сделать вывод о том, что воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души, а образование определяет и Формирует ее содержание.
Образование, таким образом, * это оформление «внутреннего материала».
(Сравним, например, высказывание Н.А.
Бердяева: «душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную Формацию») (Подчеркнуто нами Т.П.).
(Бердяев, 1994, с.
247).
Здесь необходимо еще раз вернуться к определению понятия «душа».
Одно из главных его значений в христианской антропологии личность человека во взаимоотношениях с Богом, истинное его «Я», его «квинтэссенция», которую никто, кроме Бога, уничтожить не может.
(Ключевые, 1996, с.
64-66).
«Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности, несмотря на постоянный поток сознания, смену впечатлений и
ощущений, круговорот обмена

[стр.,45]

веществ, пишет митрополит Питирим, эта устойчивость определяется именно душой, нематериальным субстратом, в котором...
заложена вся информация о нашем «я».

(Нечаев, 1992, с.
208).
Несмотря на устойчивость тела в пределах земной жизни и души
(даже в пределах вечности), психическая жизнь человека, область взаимодействия души и тела неустойчива и подвижна.
Эта неустойчивость и подвижность объясняется неустранимыми противоречиями в самом бытии человека.
По своей физической природе он всецело принадлежит внешнему миру и наряду с другими «вещами (объектами) мира» подчиняется всеобщим законам земного существования.
По природе своей личности, как образ Божий, он также необходимо сознает себя более, чем «вещью мира».
Сознание выводит его за пределы мира и заставляет искать особого назначения в мире.
«...
Вся история духовного развития человека,
пишет проф.
В.И.
Несмелов, в сущности сводится только к истории поисков его за решением загадки о себе».
(Несмелов, 1898, с.
19-20).
Найти ответ на «загадку о себе», на мучительные вопросы, когда «правда жизни» и «правда сознания» предстают перед человеком со всей страшной силой рокового вопроса жизни: «Быть или не быть?» и «Зачем быть?» найти ответ на эти вопросы можно только в христианстве.
Вера в Бога, пусть поначалу очень слабая, заставляет человека искать живого общения с Ним и постепенно открывает в Боге живой образ истинного бытия.
Но личная вера, как состояние сознания, вещь непостоянная.
В зависимости от разных причин она может колебаться, возвышаться и ослабевать, являя перевес то тела, то души.
Для развития и укрепления этого «духовного зародыша» и необходимо христианское образование.
«Христианское вероучение, пишет проф.
В.И.

[Back]