Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 93]

щие условия через правильную организацию детской жизни и деятельности, включая также и «подгонку» индивида к среде (концепция и технологии социализации личности).
При этом недостатки в воспитании, отсутствие ожидаемых положительных результатов объясняются
стихийными, неорганизованными влияниями на личность или ее биологическими, генетическими особенностями.
В качестве конечной цели светского воспитания поставлен идеал всестороннего и гармоничного развития личности, который в последнее время заменяется «гуманистическим», «общечеловеческим» идеалом,
концепцией общечеловеческих ценностей».
«Всесторонность» и «гармоничность», покоящаяся на материалистическом понимании мира и положенная в осно^ секуляризированной педагогики, предполагает равное внимание к умственному, нравственному и физическому воспитанию, что приводит к неправильной оценке значимости этих аспеетов воспитания в теории и практической деятельности.
Не признавая метафизического начала личности, ее бессмертной души,
светская педагогика видит смысл воспитания и образования в достижении видимых результатов социального статуса, богатства, благополучия, высокого профессионализма и т.п.
Результат христианского воспитания и образования не сумма знаний, а особое устроение души.

Правильно найденное соотношение образования и воспитания, «знания» («ума») и «сердца» предполагает такое состояние, при котором ум сдерживает чрезмерные сердечные порывы, сердце согревает холодную рассудочность ума, и оба они направляют волю в нужное русло*.
Не отрицая относительных целей и задач земного существования, христианская педагогика подчиняет их главной, абсолютной задаче бытия — «приобщение к вечной жизни в жизни эмпирической»^.

Этическая система в рамках христианской антропологии представляет собой логический вывод из метафизического понимания Абсолютного, связывая понятия о нравственном и безнравственном с вопро93 ' См.: Т.
И.
Петракова.
Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании )'чашихся.
с.
154.
Там же с.
1Й.
[стр. 48]

48 * ♦ * * Таким образом, термины воспитание и образование в их наиболее полном значении можно уподобить дереву, посаженному семечком в сердце человека.
Его рост и формирование зависят от многих очевидных и скрытых факторов.
Его плоды это те плоды Св.
Духа, о которых говорится в Евангелии: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Воспользоваться ими предстоит как в жизни этого века, так и века будущего.
Сравнивая светское и религиозное понимание понятий «воспитание» и «образование», можно сделать ряд выводов.
1.
Светская трактовка этих терминов (от ярко выраженной классовой до более мягкой, гуманистической) исходит из материалистического определения человека как «продукта среды» и поэтому преследует задачу, прежде всего, ее улучшения, облагораживания, создания соответствующих условий через правильную организацию детской жизни и деятельности, включая также и «подгонку» индивида к среде.
При этом недостатки в воспитании, отсутствие ожидаемых положительных результатов объясняются
так называемыми стихийными, неорганизованными влияниями на личность или ее биологическими, генетическими особенностями.
Христианское, православное понимание значений этих слов исходит из взгляда на человека как на образ и подобие Бога.
Оно предполагает не только создание соответствующих условий для роста и формирования ребенка, но также учет и использование в этом процессе благодатной помощи Божьей через участие, прежде всего, в Литургической жизни Церкви.
2.
Не признавая метафизического начала личности, ее бессмертной души
(или признавая душу без ее Создателя Бога),

[стр.,49]

светская педагогика видит смысл воспитания и образования в достижении видимых результатов «наилучшего существования»: богатства, благополучия, высокого профессионального статуса, нравственного совершенствования ради нравственного совершенствования и т.п.
Не отрицая относительных целей и задач земного существования, христианская педагогика подчиняет их главной, абсолютной задаче бытия «приобщение к вечной жизни в жизни эмпирической».

(Зеньковский, 1993, с.
152).
Результат христианского воспитания и образования не сумма знаний, а особое устроение души.

3.
В координатах светской науки понятие «воспитание» слабо соотносится с понятием «образование», утрачивает свое ведущее, по отношению к нему, значение и широкий понятийный смысл, свои этимологические корни и понимается зачастую как часть образования.
Подобный процесс происходит и с термином «образование», который в настоящее время приблизился к понятию «обучение» и имеет узкое значение накопления всевозможной и разнообразной информации без учета ее ценностного значения для личности.
Оба эти понятия (как и понятие «человек») употребляются в педагогическом обиходе в искаженном виде.
Слова «воспитание» и «образование» в христианском сознании восходят в своей этимологии: к слову «питание» уход, наблюдение, взращивание, правильное, доброкачественное питание души и тела, личностное возрастание, рост; к слову «образ» восстановление и формирование в человеке образа его Создателя и Творца.
Значение этих слов в христианской педагогике используется во всем диапазоне.
Объем понятия «воспитание» шире понятия «образование».
В развитии оно подразумевает расширение, углубление, рост души и

[стр.,50]

всех сил, с нею связанных, тогда как понятие «образование» предполагает формирование ее содержания.
Два этих понятия тесно связаны между собой, своим пересечением образуя как бы невидимый крест.
4.
Слова «человек» («личность»), «воспитание», «образование» в светской педагогике соотносятся между собой как элементы подвижной системы, которые, в зависимости от меняющихся, в соответствии с конъюнктурой, условий могут изменять свое положение и значение.
Эти же слова в христианской педагогике подчинены строгой иерархии: понятие «человек» подчиняет понятие «воспитание».
Воспитание вбирает в себя понятие «образование», оно связано с проявлением у ребенка самосознания и сознания.
(Воспитание связано, превде всего, с подсознанием).
5.
В качестве конечной цели светского воспитания поставлен идеал всестороннего и гармоничного развития личности, который в последнее время заменяется «гуманистическим», «общечеловеческим» идеалом
или идеалом «общечеловеческих ценностей».
Однако, как нам представляется, эти ориентиры не могут использоваться в качестве абсолютных в силу размытости, подвижности и непроясненности их смысла.
Целью христианского воспитания и образования, как и всей христианской жизни в целом, является спасение души.
В этом контексте слово «спасение» подразумевает избавление не от физической опасности, а от опасности духовной.
«Связать проблему воспитания с темой спасения, отмечает В.В.
Зеньковский, значит уяснить себе смысл воспитания».
(Зеньковский, 1993, с.
155).
Путь к спасению указал Сын Божий, Иисус Христос, сойдя с неба на землю и приняв образ человека.
Он является идеалом для каждого

[Back]