Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 95]

гоаспектного анализа, требует осмысления единства и различия внутри концептуального спектра сложившихся методологических подходов к изучению данной проблемы.
2.
Базовая оппозиция данного исследования фиксируется категориями «духовность» и «нравственность», отражающими важнейшие, базисные характеристики личности.
Между этими категориями существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности.
Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов
поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
В сочетании они составляют осно^ личности, где духовность вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовность имплицитно несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана с
аффективноэмоциональной сферой.
Как способность
человека к духовной жизни, как сущностная черта, духовность имеет атрибутивный характер, она присуща всем без исключения человеческим индивидам, однако эта способность заложена в человеке потенциально.
Духовность
реализуется в человеческих поступках, творчестве, в социальной коммуникации, духовном переживании.
В самом факте присутствия духа в человеке проявляется
фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции.
Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности за пределы своей личности.
В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая
и фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и трансперсональных феноменах (З.В.Фомина).
В своем пределе духовность является проявлением особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин.
Духовность это то, что возвышает личность над сиюминутными потребно95
[стр. 14]

учитывали требования дидактики, психологические особенности детей подросткового возраста.
Разработанная программа, составляющая основу комплекта, может рассматриваться как самостоятельный курс.
Вместе с тем, ее можно использовать в качестве содержательной основы для создания в школе системы духовно-нравственного воспитания.
Модификация программы (при опоре на местный материал культуры, местные традиции и обычаи) может использоваться в школах и других образовательных учреждениях различных территорий России.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с аксиологическим, антропологическим, культурологическим и личностно-деятельностным подходами, применением системы методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью выборок, непротиворечивостью выводов и опытных данных, их сравнимостью с массовой практикой.
На защиту выносятся следующие положения: духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
В сочетании они составляют основу личности, где духовность вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовность имплицитно несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой.
Как способность


[стр.,15]

человека к духовной жизни, как сущностная черта, духовность имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке потенциально.
Дух
может реализовываться в реальных человеческих поступках, в творениях культуры, в духовном переживании.
В самом факте присутствия духа в человеке проявляется
более глубокая,
фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции.
В высшем своем выражении духовность является проявлением сверхзнания.
Органом сверхсознания является сердце центр эмоционально-мотивационной сферы; духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни (И.Г.Песталоцци).
Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоциональносердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.
Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.
Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Выбор ценностей опосредован творческим потенциалом педагога, гуманизмом его личности.
В педагогическом плане выбор аксиологических приоритетов является выбором «объектов детской любви» объектов духовных потребностей личности, которые должны войти в сознание и душу ребенка, стать его внутренним «я» в процессе интериоризации.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования;

[стр.,82]

82 * % * * Педагогическое влияние может быть разным: длительным и кратковременным, значимым и не имеющим значения, предвиденным и неожиданным.
Влияния** духовного мира на человека и накоплению опыта взаимодействия с ним посвящена специальная духовная (святоотеческая)литература.
(Добротолюбие, 1992).
Позитивный опыт нравственного поведения приобретается во взаимодействии с людьми, средой, целенаправленными воспитательными влияниями.
Большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо.
Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у школьника (особенно у подростка) личностной реакции, существеннее для него влияние внутреннее влияние личности учителя, богатство его духовного мира.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов
и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
В сочетании они составляют основу личности, где духовность вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовность имплицитно несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана с

[Back]