Проверяемый текст
Петракова, Татьяна Ивановна; Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков (Диссертация 1999)
[стр. 96]

стями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, что заложено в основание личности, относится к высшей способности души человека.
Нравственность фиксирует представления о должном, представляя собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, совокупность общих принципов и норм, регулирующих чувства, желания и поведение человека в соответствии с разделяемыми обществом моральными принципами, отношение людей друг с другом и с обществом.
Нормы и принципы нравственности связаны с идеалами добра и зла, они выражают в нормативно-ценностной форме смысл человеческого бытия.
3.
Определяющее значение для решения нравственных проблем имеет вопрос о ее природе и происхождении, который является
шавной проблемой этики.
Этические учения разделяются в зависимости от их трактовки основания морали.
В рамках одних теорий нравственные требования вытекают из наличной действительности (материализм, позитивизм, социальный детерминизм и др.).
Источником нравственного закона здесь провозглашается сам человек, который должен действовать в нравственном отношении независимо ни от какого высшего авторитета, ни от какой высшей цели и без чьей-либо помощи.
Крайним выражением рационализма выступает атеистическая методология, утверждающая, примат морали в сравнении с религией.
Другие концепции полагают в основание нравственности безусловное и внеисторическое религиозное начало истоки нравственности здесь коренятся в сфере запредельного.
Наиболее полное выражение эта концепция находит в христианской этике, которая представляет собой логический вывод из метафизического понимания Абсолютного, связывая понятия о нравственном и безнравственном с вопросом о сущности человека, его природе, конечной цели бытия.
4.
В педагогическом плане наиболее конструктивной в сегодняшней ситуации представляется культурологическая концепция, связывающая духовно-нравственные приоритеты с миром культуры, предполагающая ценностно насыщенный диалог педагога и ребенка.
Общекультурные компоненты в содержании образования и воспитания, последовательно 96
[стр. 57]

57 \ # индивид «вбирает» в себя общие ценности посредством общения со «значимыми Другими», в результате чего эти ценности становятся его потребностью, частью его мотивационной структуры.
С точки зрения аксиологического и антропологического подходов базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).
До недавнего времени достаточно полно и глубоко были исследованы социальные аспекты нравственности (как совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу: А.Ф.
Анисимов, Т.Н.
Гумницкий, А.А.
Гусейнов, О.Г.
Дробницкий, Н.В.
Рыбакова и др.), интерес к ее метафизическим корням усилился в последнее время.
Нравственность (или мораль) представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания и является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.
Нравственность не исчерпывается обычаями и традициями, ее нормы и принципы получают идейное обоснование и выражение, прежде всего, в идеалах добра и зла.
Она включает также соответствующее понимание назначения человека и смысла его жизни, выраженное в нормативно-ценностной форме.
(Дробницкий, 1977, с.
6).
Определяющее значение для решения нравственных проблем имеет вопрос о ее природе и происхождении, который является
главной проблемой этики.
В зависимости от того, в чем именно усматривается основание морали, все этические учения разделяются

[стр.,58]

58 fc ¥ на две группы.
К первой группе относятся теории, которые выводят нравственные требования из наличной действительности (материализм, позитивизм, социальный детерминизм и др.).
Теории, относящиеся ко второй группе, полагают в основание нравственности безусловное и внеисторическое религиозное начало.
Исследованию различий в подходах к проблеме представителей обеих групп посвящена обширная монография проф.
А.
Гусева.
(Гусев, 1894).
Написанная в конце прошлого века, она не утратила своей актуальности и по сей день.
В ней автор подробно анализирует все научные, философские, моральные доводы «автономистов» против религиозного обоснования нравственности, показывает несостоятельность систем безрелигиозной и антирелигиозной этики, указывает на корки этого явления, на тех авторов, идеи которых способствовали разделению религии и морали, начиная от Э.
Канта и JI.
Фейербаха и заканчивая нравственным учением Л.Н.
Толстого.
Если суммировать все воззрения на проблему соотношения религии и нравственности первой группы ученых, которых проф.
Гусев относит к представителям рациональной этики, то можно отметить, что в них в качестве источника нравственного закона провозглашается сам человек, который должен действовать в нравственном отношении независимо ни от какого высшего авторитета, ни от какой высшей цели и без чьей-либо помощи.
Нравственные законы признаются рационалистами относительными, они подменяются и заменяются, к примеру, законами разума (Э.
Кант), или законами классовой борьбы (К.
Маркс).
Атеизм, как крайнее выражение рационализма, утверждает, что мораль произошла раньше религии и ее установления основаны на

[Back]