Проверяемый текст
Загрекова Л. Методологические основы воспитания будущего учителя // Высшее образование в России. 2001. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-vospitaniya-buduschego-uchitelya (дата обращения: 14.06.2021).
[стр. 92]

рождает надежду на полноценную, интересную в профессиональнотворческом отношении жизнь и деятельность.
Общение студентов идет главным образом в среде своих сверстников.
Для студента ведущими видами деятельности становятся профессионально-учебная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельности (учебной, хозяйственной и т.п.).
Приобретаемые знания, умения, навыки выступают для студента, как правило, в качестве средств будущей профессиональной деятельности.
Вместе с тем развитие организма и личности студента характеризуются рядом противоречий: наступление физической, гражданской, умственной, трудовой зрелости не совпадает во времени.
Отдельные виды зрелости, особенно умственной и трудовой, еще далеки от завершения.
Это относится и к гражданской зрелости.
Так, по данным
наших исследований, только 10 % молодых людей в возрасте 17-24 лет регулярно обсуждают с друзьями вопросы политики.
По данным Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, студенты составляют не более 2 % от общего числа участников партий и движений.
В то же время около поло вины опрошенных молодых россиян назвали себя верующими.

Важной характерной особенностью студенческого возраста является потребность в достижениях.
Если она не находит своего удовлетворения в основных для студентов видах деятельности, то смещается на другие сферы жизни (спорт, бизнес и т.п.).
Человек должен найти для себя область успешного самоутверждения.
В противном случае возможны невротизация, уход в болезнь, в криминальные структуры.

Особенность юношеского возраста это открытие своего внутреннего мира, сознание своей индивидуальности, неповторимости, становление самосознания и формирование «образа Я».
Самооценка осуществляется молодыми людьми путем сравнения идеального «Я» с реальным «Я».
Но идеальное «Я» еще не выявлено, может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не осознано.
Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать
неуверен92
[стр. 1]

Л.
ЗАГРЕКОВА, доктор педагогических наук Нижегородский государственный педагогический университет В настоящее время идет многосторонний интенсивный поиск основополагающих подходов к новой стратегии воспитания.
В нем принимают участие не только педагоги, но и психологи, социологи, философы, юристы.
В законодательстве произошло обновление многих правовых норм образования, что нашло отражение в признании многообразия систем и участников воспитательного процесса.
Наметилась тенденция создания отечественных концепций воспитания подрастающих поколений, в которых выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, ответственности перед собой и другими.
Формируются новые культурные основания плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи.
В 90-е гг.
были разработаны концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе (З.А.
Малькова, Л.И.
Новикова, А.А.
Бодалев, В.И.
До-донов, А.Ф.
Иванов и др.); творческой самодеятельности личности школьника (В.М.
Коротов, Б.Т.
Лихачев и др.); системно-социальная концепция школьного воспитания и др.
Описать концепцию воспитания -это значит охарактеризовать основные компоненты воспитания цели, содерМетодологические основы воспитания будущего учителя жание, принципы, средства и формы.
В связи с этим возникает необходимость рассмотрения сущности воспитания, а также возрастных особенностей молодежи студенческого возраста.
Существенные признаки воспитания отражены в его определении, которое дается в «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.».
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как «целенаправленная деятельность..
, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности» [1].
Современные студенты это прежде всего молодые люди в возрасте 1825 лет.
На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека.
По международной классификации завершение юности и начало взрослости начинается для женщины с 20 лет, а для мужчин с 21 года.
Следовательно, основная масса студентов завершает в период обучения в вузе свою фазу юности и переходит в фазу взрослости.
Согласно исследованиям отечественных психологов, каждый возрастной период развития человека характеризуется следующими показателями: определенной социальной ситуацией развития человека в данный период; ведущим видом деятельности; основными психическими новообразованиями (от отдельных процессов до свойств личности).
Социальная ситуация развития будущего учителя определяется прежде всего особенностями студенчества как особой категории молодежи, которая организационно объединена институтом высшего образования и получает профессиональную подготовку под руководством специалистов.
Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои силы и способности, порождает надежду на полноценную, интересную в профессионально-творческом отношении жизнь и деятельность.
Общение студентов идет главным образом в среде своих сверстников.
Для студента ведущими видами деятельности становятся профессионально-учебная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельности (учебной, хозяйственной и т.п.).
Приобретаемые знания, умения, навыки выступают для студента, как правило, в качестве средств будущей профессиональной деятельности.
Вместе с тем развитие организма и личности студента характеризуются рядом противоречий: наступление физической, гражданской, умственной, трудовой зрелости не совпадает во времени.
Отдельные виды зрелости, особенно умственной и трудовой, еще далеки от завершения.
Это относится и к гражданской зрелости.
Так, по данным
центра социологических исследований МГУ, только 10 % молодых людей в возрасте 17-24 лет регулярно обсуждают с друзьями вопросы политики.
По данным Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, студенты составляют не более 2 % от общего числа участников партий и движений.
В то же время около половины опрошенных молодых россиян назвали себя верующими
[2, с.6].
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Важной характерной особенностью студенческого возраста является потребность в достижениях.
Если она не находит своего удовлетворения в основных для студентов видах деятельности, то смещается на другие сферы жизни (спорт, бизнес и т.п.).
Человек должен найти для себя область успешного самоутверждения.
В противном случае возможны невротизация, уход в болезнь, в криминальные структуры
[3].
Особенность юношеского возраста это открытие своего внутреннего мира, сознание своей индивидуальности, неповторимости, становление самосознания и формирование «образа Я».
Самооценка осуществляется молодыми людьми путем сравнения идеального «Я» с реальным «Я».
Но идеальное «Я» еще не выявлено, может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не осознано.
Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать
неуверенность в себе, сопровождаться агрессивностью, развязностью, комплексом неполноценности.
Главное в студенческом возрасте -это профессиональная направленность на подготовку к выбранной профессии, которая очень индивидуальна и вариативна.
Именно в этот период перехода от юности к зрелости идет становление личности человека.
«Студенчество центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов», пишет Н.А.
Зимняя.
Студенческий возраст пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала [4, с.240].
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ Психологическая концепция индивидуальности человека как самоценности опирается на философию экзистенциализма, получившую широкое распространение в Германии, Франции, Америке.
Развитие индивидуальности является ведущей целью в гуманистической психологии и гуманистической педагогике и легло в основу вариативной системы образования и дифференциации образовательных программ и стандартов в нашей стране.
Согласно гуманистической психологии, главное в личности ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, вера в себя и возможность достижения «Я -идеального».
В центре гуманистической педагогики уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей (самореализация), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Достижение личностью обозначенного качества провозглашается ведущей задачей воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике.
Философская концепция развития духовности человека как высшей ценности рассматривает бездуховность как основную причину бедственного состояния общества [5, 6].
В русле данной концепции человек представляет собой единство духа, души и тела; духовность это творческая субстанция человека, синтез общечеловеческих категорий: истины, добра, красоты, любви и свободы, которые преломляются через национальный дух народа, способствуют нравственному поведению человека в обществе [7, с.
62].
«Только поднявшись на вершину национальной культуры, пишет В.Д.
Шадриков, человек может раскрыть для себя общечеловеческие ценности.
Только пробудившись и окрепнув от национальной духовности, он сможет найти доступ к созданиям чужого национального духа» [8, с.
23].
Истоки концепции воспитания духовности лежат в русской философии конца XIX начала XX в.
Н.А.
Бердяева, В.С.
Соловьева, В.В.
Зеньковского, П.А.
Флоренского, Н.В.
Розанова, С.Н.
Трубецкого и др.
Их труды проникнуты идеей антропоцентризма, всемерного возвышения человека.
Конечно, не все, что ими создано и написано, можно сегодня принять и взять на теоретико-практическое вооружение, но заключенный в их концепциях гуманистический потенциал несомненно важен.
Социальная концепция формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи предусматривает усвоение таких социальных качеств, которые позволяют выпускникам образовательных учреждений успешно адаптироваться в современном нестабильном мире и реализовывать свои творческие силы.
Цель воспитания проектирование и реализация индивидуальной «траектории» жизнедеятельности на основе усвоения социального опыта.
В современной теории и воспитательно-образовательной практике высшей школы в качестве приоритетных получили развитие идеи акмеологии и педагогики сотрудничества.
Акмеологическая концепция воспитания ориентирована на целостное развитие человека, духовно-нравственного потенциала его личности и индивидуальности в системе образования (Ю.А.
Гагин, Н.В.
Кузьмина, В.Н.
Максимова, А.А.
Реан, С.Ф.
Эхов и др.).
Теоретической основой данной концепции воспитания является акмеология -наука о факторах достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни [7].
В основе педагогики сотрудничества лежат идеи равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательно-образовательного процесса.
Эти принципы совершенно неоспоримы в вузовском воспитании.
При разработке концепции воспитания будущего учителя и создании модели воспитательной системы мы рассматривали высшую школу как единую образовательно-воспитательную систему, а процесс воспитания как ведущий, доминирующий, тесно связанный с процессом образования.
Социальная концепция воспитания избрана в данной модели воспитательной системы ведущей, поскольку процесс формирования духовно-нравственных ориента-ций жизненно и профессионально необходим для выпускников педвуза, входящих в самостоятельную жизнь.
Ак-меологическая концепция воспитания также использовалась в качестве базовой, т.к.
ориентирует на целостное развитие личности будущего учителя, достижения вершин в этом развитии.
Психологическая концепция воспитания и идеи педагогики сотрудничества играют вспомогательную роль.
Методологическими ориентирами построения концепции воспитания являются такие подходы, как системный, деятельностный, личностный, полисубъектный, культурологический, эт-нопедагогический, антропологический, принцип отраженной субъектности.
Системный подход позволяет рассмотреть высшую педагогическую школу как целостную социально-педагогическую систему в тесной взаимосвязи и взаимодействии ее компонентов [9, 10].
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Личностный подход означает ориентацию при конструировании педагогической системы и осуществлении воспитательного процесса на личность как субъект, объект, результат и главный критерий его эффективности.
Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы и предполагает опору в процессе воспитания будущего учителя на естественные процессы саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход как методологический принцип исследования воспитания будущего учителя требует перевода студента в позицию субъекта познания, профессионально-учебного труда, научно-исследовательской деятельности и общения.
Задача профессорско-преподавательского коллектива высшей педагогической школы организовать полноценную в социальном, профессиональном и нравственном отношении жизнедеятельность студентов.
Системный, личностный и деятель-ностный подходы тесно связаны полисубъектным (диалогическим), основанным на вере в позитивный потенциал человека, его неограниченные возможности самосовершенствования.
Они развиваются только в процессе взаимоотношений с другими людьми, построенных по типу диалога.
Структуру педагогической системы высшей школы составляют социально-педагогические отношения участников воспитательно-образовательного процесса педагогов и студентов.
Задача педагогов изучать, формировать гуманистически ориентированную среду и максимально использовать ее воспитательные возможности.
Реализация вышеназванных методологических принципов осуществляется в тесной взаимосвязи с культурологическим, этнопедагогическим и антропологическим подходами, а также принципом отраженной субъектности [11].
В свете вышеизложенного нами определены следующие основные идеи, лежащие в основе концепции воспитания будущего учителя.
1.
Высшая педагогическая школа представляет собой воспитательно-образовательную систему, ведущей функцией которой является целостное развитие личности будущего учителя: духовное, физическое, интеллектуальное, социальное, профессиональное, развитие его индивидуальности.
2.
Интегративное качество, которое отражает результат воспитания и обучения в высшей педагогической школе -это социальная и профессиональная зрелость выпускника, его готовность к самостоятельной деятельности как гражданина, семьянина, профессионала в сложных условиях социума.
3.
Сущность профессионального педагогического образования это че-ловекознание, где главным объектом изучения становится человек в системе его педагогической профессиональной деятельности.
4.
Методы, средства, технология воспитания в педвузе обусловлены особенностями этого образовательного учреждения как школы высшего уровня достижений учащихся студенческого возраста с ярко выраженной социальной, профессионально-учебной, научно-исследовательской деятельностью.
Приоритетом воспитательной системы высшей педагогической школы являются духовно-нравственные ценности в воспитании будущего учителя.
5.
Ведущими принципами деятельности воспитательно-образовательной системы педвуза являются следующие: взаимодействие личностно-ориентиро-ванной и социально-ориентированной педагогики индивидуальности; взаимодействие педагогики управления и педагогики поддержки развития личности как студента, так и преподавателя; дифференциация и интеграция в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса.
При построении воспитательной системы необходимо учитывать следующие уровни воспитания, которые связаны с основными аспектами (плоскостями) анализа данного процесса.
1.
Социальный уровень характеризуется влиянием макросоциума, когда субъектом воспитания студента становится та социальная среда, которая окружает будущих учителей вне образовательного учреждения, и условия, в которых осуществляется воспроизводство индивидов.
Социетарный уровень характеризуется в первую очередь общей правовой основой, регулирующей воспитание.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Образовательное учреждение (школа, институт) должно позитивно перестраивать эту социокультурную среду, привлекая к проблемам молодежи общественные органы, органы самоуправления округа.
2.
Социально-педагогический (институциональный) уровень организация жизнедеятельности участников воспитательного процесса высшей педагогической школы.
Здесь педагогический коллектив берет на себя роль субъекта воспитания и несет ответственность за организацию воспитательного процесса в аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.
На этом уровне формируется и воспитательное сообщество, включающее в себя профессорско-преподавательский состав и студентов.
Проблемы и функции данного сообщества переплетаются со стремлениями и проблемами общества в целом в решении задач подготовки специалистов образовательной сферы и совершенствовании современной системы школьного образования.
Успешное решение задач воспитания будущего учителя внутри педагогической системы вуза предопределяет социальное благополучие в обществе, а нерешенные проблемы перерастают в социальные проблемы.
3.
Микросоциальный уровень, где субъектом воспитания становится референтная группа общения: семья, студенческая группа, клуб по интересам, неформальные социальные общности, творческие исследовательские группы и т.д.
4.
Собственно педагогический (интерперсональный, межличностный) уровень.
Воспитание на этом уровне рассматривается как взаимодействие между воспитывающим и воспитуемым.
Содержательную его сторону составляют потоки воспитывающей информации: прямой, в которой заключен обобщенный опыт человечества, передаваемый воспитуемому (студенту), и обратный, благодаря которому воспитывающий может управлять развитием индивидуального опыта воспитуемого.
Эти два информационных потока образуют воспитывающую среду, оптимальную для саморазвития.
5.
На внутриличностном (интра-персональном) уровне субъектом воспитания является сам воспитуемый, иными словами педагогическое взаимодействие осуществляется «внутри» индивида.
Этот уровень является результирующим для всех предшествующих, так как воспитание как нормативное явление имеет смысл только на основе потребности к самосовершенствованию (самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию).
На первых трех уровнях ведущее место занимают социальнои профессионально-ориентированные, на двух последующих духовнои личностно-ори-ентированные программы воспитания.
Реализация основных идей обозначенной выше концепции и разработка новой модели воспитательной системы высшей педагогической школы позволит создать необходимые условия для саморазвития будущего учителя в ходе вузовского образования.
Литература

[Back]