6. Наличие управляемой эмоциональной напряженности обучаемых. Она создается следующими средствами: соревнованием групп по достижению цели; неполнотой информации об объекте: оцениванием деятельности обучаемых; несоответствием ресурсов и цели. При этом несоответствие ресурсов и цели обусловлено недостаточным уровнем знаний, умений и опыта участников игры; неопределенностью (неполнотой) предоставляемой (получаемой) информации; ограниченностью времени, выделяемого участникам игры для выработки и принятия решения. Возникновению эмоциональной напряженности способствуют, в частности, неуправляемые факторы деловой игры как метода обучения: нетрадиционный для участников игры подход к обучению; коллективная форма выработки и принятия решений, при которой создаются условия для воздействия группы на отдельного участника (и отдельных участников друг па друга); возможность наверстать упущенное на более ранних этапах, т.е. «исправиться» без моральных потерь для обучаемого; возможность конфликтов между речевыми целями и личными интересами участников. К факторам управляемой эмоциональной напряженности относятся: возможность достаточно острого конфликта из-за несовпадения целей (функциональных и игровых) участников, исполняющих разные роли; обеспечение личной заинтересованности участников в определенных исходах игровой ситуации; выполнение психологических требований по подбору игровых групп, распределению ролей с учетом личностных особенностей участников и др. Средствами, обеспечивающими управляемую эмоциональную напряженность, являются: 1) реализация ситуации выбора (наличие более одного варианта; вера участника в возможность для него выбирать любой вариант; возможность для участника добавить вариант); 2) несоответствие между ресурсами и целыо; 3) соревновательный характер деятельности игровых групп; 4) противодействие руководства игры замыслам играющих; 130 |
1. Последствия принятых решений рассматриваются гипотетически, умозрительно, как возможные. 2. Коллективная выработка решений. Решения принимаются, как правило, в условиях отсутствия конфликта, поскольку все обучаемые выступают как бы в одной, коллективной, групповой роли. 3. Многовариантность решений. Этот фактор может порождаться неодинаковой компетентностью обучаемых, различием их приоритетов и т. п. 4. Единая цель при выработке решений. Вся группа рассматривает одну ситуацию, по которой в общем виде предстоит принять решение. 5. Групповое оценивание деятельности обучаемых. Обычно оцениванию подлежит конечный результат, т.е. само решение. 6. Наличие управляемой эмоциональной напряженности обучаемых. Она создается следующими средствами: соревнованием групп по достижению цели; неполнотой информации об объекте; оцениванием деятельности обучаемых; несоответствием ресурсов и цели. При этом несоответствие ресурсов и цели обусловлено недостаточным уровнем знаний, умений и опыта участников игры; неопределенностью (неполнотой) предоставляемой (получаемой) информации; ограниченностью времени, выделяемого участникам игры для выработки и принятия решения. Возникновению эмоциональной напряженности способствуют, в частности, неуправляемые факторы деловой игры как метода обучения: нетрадиционный для участников игры подход к обучению; коллективная форма выработки и принятия решений, при которой создаются условия для воздействия группы на отдельного участника (и отдельных участников другна друга); возможность наверстать упущенное на более ранних этапах, т.е. «исправиться» без моральных потерь для обучаемого; возможность конфликтов между речевыми целями и личными интересами участников. К факторам управляемой эмоциональной напряженности относятся: возможность достаточно острого конфликта из-за несовпадения целей (функциональных и игровых) участников, исполняющих разные роли; обеспечение личной заинтересованности участников в определенных исходах игровой ситуации; выполнение психологических 104 требований по подбору игровых групп, распределению ролей с учетом личностных особенностей участников и др. Средствами, обеспечивающими управляемую эмоциональную напряженность, являются: 1) реализация ситуации выбора (наличие более одного варианта; вера участника в возможность для него выбирать любой вариант; возможность для участника добавить вариант); 2) несоответствие между ресурсами и целью; 3) соревновательный характер деятельности игровых групп; 4) противодействие руководства игры замыслам играющих; 5) информационная неопределенность и случайный характер воздействия на объект игрового моделирования в процессе шры; 6) процедурные сродства воздействия на участников, если они в своей деятельности отклоняются от предписанных им целей (функциональных и игровых). Такими средствами могут быть, в частности, оценки, выставляемые участникам в соответствии с принятой системой оценивания [242]. При обучении основам речевой коммуникации могут использоваться игры дискуссионного характера, интеллектуального поиска и моделирующие профессиональную деятельность. Применение того или иного вида игр зависит от целевой установки, контингента участников и ряда других факторов. Во всех случаях эти игры носят, как правило, ролевой характер, а особенности взаимодействия участников обусловливаются [90]: • структурой игры; • определенными функциональными обязанностями лиц, в роля которых выступают участники игры; • установленными правилами тиры и методикой ее проведения; • принятой в данной игре системой оценивания деятельности участников. Возможно групповое исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов (это объясняется возможностью использования объекта игрового моделирования, тоже не имеющего реального аналога). Количество действующих лиц в де105 |