5) информационная неопределенность и случайный характер воздействия на объект игрового моделирования в процессе игры; 6) процедурные средства воздействия на участников, если они в своей деятельности отклоняются от предписанных им целей (функциональных и игровых). Такими средствами могут быть, в частности, оценки, выставляемые участникам в соответствии с принятой системой оценивания [216]. При обучении основам речевой коммуникации могу т использоваться игры дискуссионного характера, интеллектуального поиска и моделирующие профессиональную деятельность. Применение того или иного вида игр зависит от целевой установки, контингента участников и ряда других факторов. Во всех случаях эти игры носят, как правило, ролевой характер, а особенности взаимодействия участников обусловливаются [72]: • структурой игры; • определенными функциональными обязанностями лиц, в роли которых выступают участники игры; • установленными правилами игры и методикой ее проведения; • принятой в данной игре системой оценивания деятельности участников. Возможно групповое исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов (это объясняется возможностью использования объекта игрового моделирования, тоже не имеющего реального аналога). Количество действующих лиц в деловой игре также может быть различным. Следует отметить, что введение большого количества ролей затрудняет как режиссуру игры, так и оценивание вклада каждого участника в конечный результат. Поэтому вопрос о количестве действующих лиц в игре должен быть тщательно продуман уже на этапе ее разработки, поскольку он оказывает непосредственное влияние на эффективность этого метода обучения. Роли в игре определяются преподавателем (ведущим) разработчиком игры в соответствии с ее учебными целями. Кроме того, в перечень ролей могут быть включены не только роли, необходимые для моделирования имитируемой трудовой деятельности обучаемых, но и роли, необходимые для организации 1 3! |
требований по подбору игровых групп, распределению ролей с учетом личностных особенностей участников и др. Средствами, обеспечивающими управляемую эмоциональную напряженность, являются: 1) реализация ситуации выбора (наличие более одного варианта; вера участника в возможность для него выбирать любой вариант; возможность для участника добавить вариант); 2) несоответствие между ресурсами и целью; 3) соревновательный характер деятельности игровых групп; 4) противодействие руководства игры замыслам играющих; 5) информационная неопределенность и случайный характер воздействия на объект игрового моделирования в процессе шры; 6) процедурные сродства воздействия на участников, если они в своей деятельности отклоняются от предписанных им целей (функциональных и игровых). Такими средствами могут быть, в частности, оценки, выставляемые участникам в соответствии с принятой системой оценивания [242]. При обучении основам речевой коммуникации могут использоваться игры дискуссионного характера, интеллектуального поиска и моделирующие профессиональную деятельность. Применение того или иного вида игр зависит от целевой установки, контингента участников и ряда других факторов. Во всех случаях эти игры носят, как правило, ролевой характер, а особенности взаимодействия участников обусловливаются [90]: • структурой игры; • определенными функциональными обязанностями лиц, в роля которых выступают участники игры; • установленными правилами тиры и методикой ее проведения; • принятой в данной игре системой оценивания деятельности участников. Возможно групповое исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов (это объясняется возможностью использования объекта игрового моделирования, тоже не имеющего реального аналога). Количество действующих лиц в де105 ловой игре также может быть различным. Следует отмстить, что введение большого количества ролей затрудняет как режиссуру игры, так и оценивание вклада каждого участника в конечный результат. Поэтому вопрос о количестве действующих лиц в игре должен быть тщательно продуман уже на этапе ее разработки, поскольку он оказывает непосредственное влияние на эффективность этого метода обучения. Роли в игре определяются преподавателем (ведущим) разработчиком игры в соответствии с се учебными целями. Кроме того, в перечень ролей могут быть включены не только роли, необходимые для моделирования имитируемой трудовой деятельности обучаемых, но и роли, необходимые для организации игры: роли арбитров, членов жюри (судей), оппонентов, в том числе тайных, и т.п. Необходимым компонентом всякой игры является система оценивания деятельности участников. Без этого невозможно достичь целей игры, поскольку эта система позволяет установить определенный порядок взаимодействия участников игры и соревновательный характер их деятельности. Подобная система должна позволять оценивать не только деятельность каждого участника и его вклад в выработанное группой решение, но и его личностные качества (деловые, моральные, психофизиологические). В подавляющем большинстве деловых игр применяется балльная оценка действий участников, включая четко мотивированные систему премирования (поощрения) и систему штрафов (наказаний) участников. При этом следует четко разграничить оценивание хода деловой игры и оценивание (анализ) ее результатов. За основу оценивания можно взять эффективность сформированного участниками игры решения; межгрупповое взаимодействие участников деловых игр; взаимодействие участников внутри игровых групп; личностные качества участников деловых игр. Более или менее объективно можно оценивать следующие личностные аспекты деятельности участников: эрудированность и принципиальность; умение аргументировать и отстаивать свои решения; умение использовать необходимую науч106 |