• Главный обучающий потенциал игры заключается в непосредственном опыте, получаемом участниками. Поэтому полученные в т р а х знания и умения носят личностный характер, легко актуализируются в самых разных видах деятельности. • Результаты большинства игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом, любопытством. • Возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в события, происходящие в группе. • Игровые методы относительно некритичны к числу участников, могут успешно применяться при размере группы от 4-5 до 20-30 человек. Подвижные, игры (разминки, разогревающие игры) широко используются в психологических тренингах. Зачастую они представляют собой наиболее заметную, эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия и воспринимаются чуть ли нс как «визитная карточка» тренинга со старшеклассниками. Основная цель их использования интенсификация эмоциональной сферы участников и их межличностного взаимодействия (именно поэтому для психологических тренингов выбираются те подвижные игры, которые носят интерактивный характер), а также разминки в физическом значении этого термина. Иногда для описания подвижных игр, направленных преимущественно па решение психологических задач, используется понятие «психогимнастика» набор процедур, подразумевающих физическое движение, целью которых является изменение эмоционального состояния группы и интенсификация межличностного общения занимающихся. Применение подвижных игр в психологических тренингах позволяет решать разнообразные задачи: активизировать эмоциональные состояния участников. Как правило, подразумеваются положительные эмоции: интерес, радость, удивление. Иногда также вызывается страх (который, будучи преодоленным, в свою очередь, порождает радость) или злость. Например, игра «падение в пропасть» (участники поочередно падают с возвышения 1,5-2 м спиной вперед на руки ловящей коП 4 |
Основное отличие интерактивных игр от традиционных методов обучения состоит в том, что они не только обращаются к интеллекту участника, но затрагивают личность обучаемого целиком его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре». Можно отметить некоторые сильные стороны игровых методов, которые проявляются как при использовании их в условиях психологического тренинга, так и при применении в контексте различных обучающих программ. • Активная позиция занимающихся. Это позволяет задействовать естественные потребности подростков, которые при традиционном обучении обычно рассматриваются как помехи, например желание поговорить и стремление к физической активности. • Главный обучающий потенциал игры заключается в непосредственном опыте, получаемом участниками. Поэтому полученные в играх знания и умения носят личностный характер, легко актуализируются в самых разных видах деятельности. • Результаты большинства'игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом, любопытством. • Возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в события, происходящие в группе (детском объединении). • Игровые методы относительно некритичны к числу участников, могут успешно применяться при размере группы от 4-5 до 20-30 человек. Подвижные игры (разминки, разогревающие игры) широко используются в психологических тренингах. Зачастую они представляют собой наиболее заметную, эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия и воспринимаются чуть ли не как «визитная карточка» тренинга с подростками. Основная цель их использования интенсификация эмоциональной сферы участников и их межличностного взаимодействия (именно поэтому для психологических тренингов выбираются те подвижные игры, которые носят интерактивный характер), а также разминки в физическом значении этого термина. Иногда для описания подвижных игр, направленных преимущественно на ре108 шсние психологических задач, используется понятие «психогимнастика» набор процедур, подразумевающих физическое движение, целью которых является изменение Эхмоционального состояния группы и интенсификация межличностного общения занимающихся. Применение подвижных игр в психологических тренингах в учреждении дополнительного образования детей позволяет решать разнообразные задачи: активизировать эмоциональные состояния участников. Как правило, подразумеваются положительные эмоции: интерес, радость, удивление. Иногда также вызывается страх (который, будучи преодоленным, в свою очередь, порождает радость) или злость. Например, игра «падение в пропасть» (участники поочередно падают с возвышения 1,5-2 м спиной вперед на руки ловящей команды из 7 человек) вызывает у многих участников испуг, что дает материал для беседы об эмоции страха и ее роли в нашей жизни; сплотить группу, сформировать взаимное доверие участников и умение координировать совместные действия. Игру следует понимать не просто как особый вид упражнений, а как систему, которая помогает создать коллектив; продемонстрировать психологические феномены. Например, игра «встреча на узком мостике» (должны разойтись два участника, идущие навстречу друг друг>' по гимнастической скамейке или просто по нарисованной на полу линии) выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать возможные стратегии поведения в ней сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание; обеспечить обратную связь, дать участнику возможность получения знаний о себе благодаря другим участникам тренинга. Например, в ходе игры «повторение движений» каждый участник видит со стороны характерные для себя движения, повторенные другими участниками группы; развить волевые качества занимающихся, а также их внимание и наблюдательность; познакомить участников, дать им возможность запохмнить имена друг друга. Эго актуально, когда тренинговая группа формируется из ранее незна109 |