Проверяемый текст
Кузнецова, Анна Николаевна; Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей (Диссертация 2007)
[стр. 137]

щеиия (знакомство, конфликт, устный экзамен и т.
д.); продемонстрировать условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от контекста общения; создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей; снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями.
Выделяют различные типы ролевых игр.
С одной стороны, они могут классифицироваться по функциям иллюстрация определенного процесса или ситуации, демонстрация эффективной модели поведения, тренировка навыков, предоставление обратной связи и т.
д.
С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными действующими лицами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей).
Иногда наряду с ролевыми играми выделяют так называемые «операциональные игры».
Отличие операциональной
шры в том, что она воспроизводит реально существующие элементы социальной действительности (как, например, в деловых Hipax).
Ролевая же игра включает элементы имитации действительности.

Стадии подготовки и проведения ролевой игры.
Разработка сценария ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга.
Как правило, данный этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации.
Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки.
Последние могут содержать указание на то, кто такой персонаж, характеризовать
ею с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа.
Однако дословно действия и высказывания игроков
тте описываются, ин137
[стр. 111]

возможности для обучения новым поведенческим и коммуникативным моделям.
Как и групповая дискуссия, ролевая игра может выступать в качестве «сквозного» тренингового метода, включенного в самые разнообразные упражнения, а также как самостоятельная техника.
Применение ролевой игры в тренинге позволяет решать следующие задачи: сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия; расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников общения; обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т.
д.); продемонстрировать условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от контекста общения; создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей; снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями.
Выделяют различные типы ролевых игр.
С одной стороны, они могут классифицироваться по функциям иллюстрация определенного процесса или ситуации, демонстрация эффективной модели поведения, тренировка навыков, предоставление обратной связи и т.
д, С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными действующими лицами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей).
Иногда наряду с ролевыми играми выделяют так называемые «операциональные игры».
Отличие операциональной
игры в том, что она воспроизводит реально существующие элементы социальной действительности (как, например, в деловых играх).
Ролевая же игра включает элементы имитации действительности.

I l l

[стр.,112]

Стадии подготовки и проведения ролевой игры.
Разработка сценария ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга.
Как правило, данный этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации.
Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки.
Последние могут содержать указание на то, кто такой персонаж, характеризовать
его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа.
Однако дословно действия и высказывания игроков
не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия.
Не рекомендуется также описывать взгляды игрока или его чувства это не «вводные» данные игры, а то, что должно получиться «на выходе».
Прямой ввод в ситуацию, когда участники получают инструкцию и сразу же переходят к осуществлению игры, оправдан отнюдь не всегда, поскольку может вызвать у подростков сопротивление.
Зачастую целесообразен постеленный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминочные упражнения.
Роли могут распределяться добровольно, или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего, или же роли распределяются ведущим.
Поскольку прямое назначение на роль может вызвать протест, ведущие иногда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая.
Например, кто-нибудь из подростков называет любое не очень большое число (как правило, в пределах 20-30), ведущий отсчитывает это число от любого «случайного» участника и указывает на очередного «добровольца».
Понятно, что при определенной сноровке ведущему несложно вычислить, с кого и в каком направлении надо начать счет, чтобы оказался выбран тот или иной участник.
112

[Back]