струкция содержит лишь общую схему действия. Не рекомендуется также описывать взгляды игрока иди его чувства это не «вводные» данные игры, а то, что должно получиться «па выходе». Прямой ввод в ситуацию, когда участники получаютинструкцию и сразу же переходят к осуществлению игры, оправдан отнюдь не всегда, поскольку может вызвать у подростков сопротивление. Зачастую целесообразен постепенный ввод в ситуацию игры через 1руш ю вую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминочные упражнения. Роли могут распределяться добровольно, или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего, или ж е роли распределяются ведущим. Поскольку прямое назначение на роль может вызвать протест, ведущие иногда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая. Например, кто-нибудь из подростков называет любое не очень большое число (как правило, в пределах 20-30), ведущий отсчитывает это число от лю бого «случайного» участника и указывает на очередного «добровольца». П онятно, что при определенной сноровке ведущему несложно вычислить, с кого и в каком направлении надо начать счет, чтобы оказался выбран тот или иной участник. Инструкции ведущего о том, как именно осуществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными. Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра. На данной стадии обсуждать с участниками предполагаемый смысл игры преждевременно более целесообразно сделать это при подведении итогов. Собственно осуществление ролевой ш ры . Если ролей меньше, чем участников, то ю р а может быть организована «аквариумом» (несколько подростков разьирывают сюжет, остальные находятся вокруг в роли наблюдателей) или же разыгрываться параллельно сразу в нескольких микрогруппах. Ведущий по ходу игры выполняет одну или несколько из следующих функций: контроль за соблюдением правил и временных рамок игры; разъяснение непра138 |
Стадии подготовки и проведения ролевой игры. Разработка сценария ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга. Как правило, данный этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации. Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки. Последние могут содержать указание на то, кто такой персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа. Однако дословно действия и высказывания игроков не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия. Не рекомендуется также описывать взгляды игрока или его чувства это не «вводные» данные игры, а то, что должно получиться «на выходе». Прямой ввод в ситуацию, когда участники получают инструкцию и сразу же переходят к осуществлению игры, оправдан отнюдь не всегда, поскольку может вызвать у подростков сопротивление. Зачастую целесообразен постеленный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминочные упражнения. Роли могут распределяться добровольно, или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего, или же роли распределяются ведущим. Поскольку прямое назначение на роль может вызвать протест, ведущие иногда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая. Например, кто-нибудь из подростков называет любое не очень большое число (как правило, в пределах 20-30), ведущий отсчитывает это число от любого «случайного» участника и указывает на очередного «добровольца». Понятно, что при определенной сноровке ведущему несложно вычислить, с кого и в каком направлении надо начать счет, чтобы оказался выбран тот или иной участник. 112 Инструкции ведущего о том, как именно осуществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными. Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра. На данной стадии обсуждать с участниками предполагаемый смысл игры преждевременно более целесообразно сделать это при подведении итогов. Собственно осуществление ролевой игры. Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована «аквариумом» (несколько подростков разыгрывают сюжет, остальные находятся вокруг в роли наблюдателей) или же разыгрываться параллельно сразу в нескольких микрогруппах. Ведущий по ходу игры выполняе т одну или несколько из следующих функций: контроль за соблюдением правил и временных рамок игры; разъяснение неправильно понятых указаний; наблюдение за действиями участников с целью обеспечения обратной связи по окончании игры; iipn необходимости дальнейший инструктаж; участие (возможность такового) ведущего в игре с целью демонстрации желательных моделей поведения. Обсуждение игры (иногда этот этап называется «дебрифинг» или «рефлексия»). На данной стадии участникам следует, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы. Это очень важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру. Ход обсуждения обычно включает следующие фазы: установление фактов (констатацию тех поведенческих проявлений, которые имели место в игре); анализ причин поведения; планирование действий (выяснение того, как полученный в игре опыт может быть воплощен в жизнь). Как правило, для подростков наиболее интересны и актуальны ролевые игры, сюжет которых связан с взаимоотношениями со сверстниками. Во многих случаях ценность ролевых игр заключена в их содержании «проигрывается» конкретный материал, содержание которого важно для подростков. Однако довольно часто содержательная сторона ролевой игры сама тю себе ценности не представляет. В подобных случаях, ценность игры в том, что она позволяет ин113 |