Проверяемый текст
Кузнецова, Анна Николаевна; Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей (Диссертация 2007)
[стр. 139]

вильно понятых указаний; наблюдение за действиями участников с целью обеспечения обратной связи по окончании игры; при необходимости дальнейший инструктаж; участие (возможность такового) ведущего в игре с целью демонстрации желательных моделей поведения.
Обсуждение игры (иногда этот этап называется «дебрифинг» или «рефлексия»).
На данной стадии участникам следует, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы.
Это очень важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру.
Ход обсуждения обычно включает следую щие фазы: установление фактов (констатацию тех поведенческих проявлений, которые имели место в игре); анализ причин поведения; планирование действий (выяснение того, как полученный в игре опыт может быть воплощен в жизнь).
Как правило, для
старшеклассников наиболее интересны и актуальны ролевые игры, сюжет которых связан с взаимоотношениями со сверстниками.
Во многих случаях ценность ролевых игр заключена в их содержании —«проигрывается» конкретный материал, содержание которого важно для подростков.
Однако довольно часто содержательная сторона ролевой игры сама
по себе ценности не представляет.
В подобных случаях, ценность игры в том, что она позволяет
интенсифицировать межличностное взаимодействие, эффективно продемонстрировать или выработать какие-либо поведенческие или коммуникативные модели.
Ролевые игры очень широко используются в тренингах профориентационной направленности.
Ведь для совершения сознательного выбора профессии очень важно «изнутри» заглянуть в содержание работы, побывать в соответствующей социальной роли.
В ряде случаев подростки м
ог\т сделать это только в ролевой игре, в условиях тренинга.
Игра «в профессионала», осуществляемая с опорой на достоверные знания о специфике соответствующей деятельности, помогает адекватно взглянуть на внутреннюю, содержательную, а не внешнюю сторону труда.
Кроме того, ролевая игра позволяет эффектно
продё139
[стр. 113]

Инструкции ведущего о том, как именно осуществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными.
Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра.
На данной стадии обсуждать с участниками предполагаемый смысл игры преждевременно более целесообразно сделать это при подведении итогов.
Собственно осуществление ролевой игры.
Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована «аквариумом» (несколько подростков разыгрывают сюжет, остальные находятся вокруг в роли наблюдателей) или же разыгрываться параллельно сразу в нескольких микрогруппах.
Ведущий по ходу игры выполняе т одну или несколько из следующих функций: контроль за соблюдением правил и временных рамок игры; разъяснение неправильно понятых указаний; наблюдение за действиями участников с целью обеспечения обратной связи по окончании игры; iipn необходимости дальнейший инструктаж; участие (возможность такового) ведущего в игре с целью демонстрации желательных моделей поведения.
Обсуждение игры (иногда этот этап называется «дебрифинг» или «рефлексия»).
На данной стадии участникам следует, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы.
Это очень важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру.
Ход обсуждения обычно включает следующие фазы: установление фактов (констатацию тех поведенческих проявлений, которые имели место в игре); анализ причин поведения; планирование действий (выяснение того, как полученный в игре опыт может быть воплощен в жизнь).
Как правило, для
подростков наиболее интересны и актуальны ролевые игры, сюжет которых связан с взаимоотношениями со сверстниками.
Во многих случаях ценность ролевых игр заключена в их содержании «проигрывается» конкретный материал, содержание которого важно для подростков.
Однако довольно часто содержательная сторона ролевой игры сама
тю себе ценности не представляет.
В подобных случаях, ценность игры в том, что она позволяет
ин113

[стр.,114]

тенсифицировать межличностное взаимодействие, эффективно продемонстрировать или выработать какие-либо поведенческие или коммуникативные модели.
Ролевые игры очень широко используются в тренингах профориентационной направленности.
Ведь для совершения сознательного выбора профессии очень важно «изнутри» заглянуть в содержание работы, побывать в соответствующей социальной роли.
В ряде случаев подростки могут
сделать это только в ролевой игре, в условиях тренинга.
Игра «в профессионала», осущ ествляемая с опорой на достоверные знания о специфике соответствующей деятельности, помогает адекватно взглянуть на внутреннюю, содержательную, а не внешнюю сторону труда.
Кроме того, ролевая игра позволяет эффектно
продемонстрировать неадекватные стереотипы, существующие в сознании подростков применительно ко многим профессиям, помочь отделить профессиональные роли от личности человека.
Необходимо отметить некоторые типичные ошибки при использовании игровых ме тодов в психологических тренингах [260]: недостаточная связь полученного в играх опыта с повседневной реальностью, превращение игрового действия в самоцель; слабое осмысление полученного в ходе игры опыта, отсутствие когнитивной составляющей, недостаточное время для обсуждения; избыточно частое применение игр развлекательного плана при недооценке других методов, что ведет к превращению ведущего в массовиказатешшка; игнорирование эмоционального состояния участников (как равнодушие, так и чрезмерно сильные эмоции являются помехой в работе); потеря чувства такта, превращение тренингового занятия в психотерапевтическую акцию.
Очень часто при организации коммуникативного процесса в учреждении дополнительного образования целесообразно использовать методы групповой дискуссии.
Элементы групповой дискуссии так или иначе присутствуют при 114

[Back]