Проверяемый текст
Кузнецова, Анна Николаевна; Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении дополнительного образования детей (Диссертация 2007)
[стр. 178]

склонность к самостоятельному выполнению работы и т.
д.
Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, а их деятельность связана, в основном, с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на
сонеты, подсказки.
Для диагностики стиля деятельности школьников и отнесения их к группе «автономных» или «зависимых» мы использовали специальный тестовый опросник Г.С.
Прыгина.

Данная методика выделяет и третью группу школьников «неопределенных», которых нельзя с достаточной степенью определенности отнести ни к «автономным», ни к «зависимым», так как у них примерно в равной степени выражены особенности, свойственные как первому, так и второму типу.
Ыа начальном этапе эксперимента распределение респондентов экспериментальной и контрольной групп по стилям деятельности в количественном отношении было примерно одинаковым.
Однако к концу эксперимента в экспериментальной группе произошли сущ ественные изменения.
Некоторые сравнительные результаты исследования феномена «автономность-зависимость» на заключи тельном этапе эксперимента приведены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 Распределение респондентов экспериментальной и контрольной групп по стилям деятельности на начальном этапе эксперимента 178 Группа Кол-во Х арактеристики по типу деятельности респонден«автономные» «зависимые» «неопределенные» тов Чел.
% Чел.
% Чел.
% Экспериментальная 106 25 23,6 54 50,9 27 25,5 Контрольная 84 21 25 43 51,2 20 23,8 Обращ ает на себя внимание тот факт, что на начало эксперимента число респондентов с зависимым и неопределенным типом деятельности составляло абсолютное большинство, как в контрольной, так и в экспериментальной группе: 75% и 76,4% соответственно.
Число «автономных» респондентов также от
[стр. 164]

моистрировать конкретный личностный рост каждого, то такое взаимодействие наиболее значимо для участников детских объединений, для их социального становления.
Следует отметить важность признания ребенка равноправным субъектом своего развития (а не только объектом воспитания).
Безусловно, различные факторы и механизмы социализации имеют и разную степень влияния на социальное становление ребенка.
Как уже отмечалось в первой главе, учреждение дополнительного образования является и институциональным (УДО как институт социализации личности), и стилизованным (специфика и стили общения в УДО), и межличностным (проявляющимся в процессе совместной деятельности разнообразных объединений детей и взрослых в ходе освоения новых источников образовательной информации, общения с компетентными людьми, внутрии межгруппового общения детей и подростков, основанного на интересах в одном и том же виде деятельности в УДО) механизмами социализации личности.
Важными характеристиками ребенка как личности и субъекта деятельности являются такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность и т.п.
Можно выделить две полярные группы детей по стилю деятельности, которые условно можно назвать «автономными» и «зависимыми».
«Автономные» проявляют в деятельности такие качества, как: настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д.
Для «зависимых» же характерно то, что эти качества у них почти не обнаруживаются, а их деятельность связана, в основном, с опорой на указания со стороны педагога, с ориентацией на
советы, подсказки.
Успешность действий педагога зависит от учета им этих типов отношений к деятельности, от адекватного выбора способов педагогического взаимодействия с детьми в зависимости от степени выраженности у них «автономности зависимости».
Например, применение по отношению к ребенку явно выраженного «зависимого» типа стратегии «распространенной опеки» может оказаться эффективным способом педагогического взаимодействия, будет способствовать успешному выполнению им деятельности.
164

[стр.,165]

Однако по отношению к ребенку «автономного» типа подход, основанный на поэтапной регламентации (в том числе и контроля) деятельности ребенка педагогом, постоянной «выдаче» советов, указаний, подсказок, является не только не эффективным, но скорее всего будет иметь явные негативные последствия.
Хотя необходимо заметить, что вопрос о выборе эффективных стратегий педагогического взаимодействия это большая самостоятельная проблема.
Пути ее разрешения не так просты.
Мы полагаем, в частности, что для «зависимых» детей взаимодействие по типу «распространенной опеки» следует использовать лишь как временную меру, постоянно думая о переводе ребенка с уровня «зависимости» на уровень «автономности».
Очевидна связь между формированием у детей черт «зависимого» типа и широким использованием педагогом способов авторитарного руководства.
Все это приводит к пониманию того, что адекватное представление педагога о таких стилевых характеристиках деятельности детей, как «автономность зависимость» имеет чрезвычайно большое практическое значение.
От адекватности этой оценки зависит эффективность деятельности самого педагога, осуществление им индивидуального подхода в процессе обучения, а также успешность деятельности ребенка.
Для диагностики стиля деятельности детей и отнесения их к группе «автономных» или «зависимых» мы использовали специальный тестовый опросник Г.С.
Прыгина
(см.
Приложение 7).
Данная методика представляется нам вполне обоснованной, имеет высокую валидность и надежность.
Методика диагностирует оба основных типа учащихся: «автономных» и «зависимых», а также выделяет третью группу «неопределенных».
Это такие дети, которых нельзя с достаточной степенью определенности отнести ни к «автономным», ни к «зависимым», так как у них примерно в равной степени выражены особенности, свойственные как первому, так и второму типу.
Некоторые результаты исследований феномена «автономность зависимость» в деятельности объединений учреждения дополнительного образования (экспериментальная группа) приведены в таблице 4.
165

[Back]