ции семейного воспитания, П.Ф, Каптерсв вскрывает два недостатка: 1) « ... Получится несомненный вред для развития детской индивидуальности... ибо общественное воспитание имеет своей первой и самой главной задачей развитие в детях общих, то есть сходных свойств, оставляя без внимания или мало уделяя внимания тем свойствам, которыми дети отличаю тся один от другого...»; 2) «...С ем ья вносит в воспитание такие важные элементы любовь, раскрытие и воспитание детского сердца. Общ ественное воспитание есть неизбежно воспитание рассудочное, построенное на науке, до известной степени холодное. Оно может быть прекрасным с объективной стороны, но оно будет лишено сердечной теплоты. Без лю бви и ласки дитя прямо вянет и портится, а это можно найти только в семье...» [98, с. 212]. Н еобходимо отметить, что с этого времени в отечестве нпой педагогике понятие «социализация» стало ассоциироваться с понятием «воспитание в широком смысле слова» (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, Г Ш . Блонский). Анализируя социально-экономическую обстановку, сложивш ую ся после револю ции 1917 г., П.П. Блонский охарактеризовал ситуацию в сфере образования как тревожную, развиваю щ ую ся стихийно, в связи с чем «настоящ ая задача не замыкать детей от жизни, но наоборот, делать школу элементом окружающей общественной жизни; типичной чертой в настоящ ее время является именно широкая социализация ее». Сложилась острейш ая необходимость, по мнению П.П. Ьлогтского, создавать школ}нового общ ества «социализирующ егося», нужна школа и дети «строящ егося коммунистического общ ества» [28, с.174187]. Таким образом, значение термина «социализация» к 20-м годам прошлого века было скорректировано и использовалось в педагогической науке и практике в значении «становление, формирование, воспитание ребёнка в условиях социализма», Данный подход полностью соответствовал сложивш ейся к тому времени политической ситуации и стал действительным инструментом сталинской идеологии, использовавшей процесс социализации в значении: «социализация —больше социализма». Этот механизм практически привёл к утрате лич23 |
он использует термин ’’социализация" в смысле "общественное воспитание". Рассуждая о социализации семейного воспитания, П.Ф. Каптерев вскрывает два недостатка: "...1. Получится несомненный вред для развития детской индивидуальности... ибо общественное воспитание имеет своей первой и самой главной задачей развитие в детях общих, то есть сходных свойств, оставляя без внимания или мало уделяя внимания тем свойствам, которыми дети отличаются один от другого... 2. Семья вносит в воспитание такие важные элементы любовь, раскрытие и воспитание детского сердца. Общественное воспитание есть неизбежно воспитание рассудочное, построенное на науке, до известной степени холодное. Оно может быть прекрасным с объективной стороны, но оно будет лишено сердечной теплоты. Без любви и ласки дитя прямо вянет и портится, а это можно найти только в семье...” [98, с.707-708]. Необходимо отмстить, что с этого времени в отечественной педагогике понятие "социализация" стало ассоциироваться с понятием "воспитание в широком смысле слова" (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский). Анализируя социально-экономическую обстановку, сложившуюся после революции 1917 г., П.П. Блонский охарактеризовал ситуацию в сфере образования как тревожную, развивающуюся стихийно, в связи с чем «настоящая задача не замыкать детей от жизни, но наоборот, делать школу элсме*ггом окружающей общественной жизни; типичной чертой в настоящее время является именно широкая социализация её». Сложилась острейшая необходимость, по мнению П.П. Блонского, создавать школу нового общества "социализирующегося”, нужна школа и дети "строящегося коммунистического общества" [23, с.174-187}. Таким образом, значение термина "социализация" к 20-м годам прошлого века было скорректировано и использовалось в педагогической науке и практике в значении "становление, формирование, воспитание ребёнка в условиях социализма". Данный подход полностью соответствовал сложившейся к тому времени политической ситуации и стал действительным инструментом сталинской идеологии, использовавшей процесс социализации в значении: "социализация больше социализма". Этот механизм практически привёл к утрате личностного начала в подготовке к жизни и формировании подрастающего человека. В конце 80-х начале 90-х голов XX века коренные социально-экономические, идеологические изменения в нашей стране активизировали работу учёных по переосмыслению теоретических и методологических подходов к процессу социализации. Этот процесс на Западе начался значительно раньше в 50-е годы. Об активности изучения процесса социализации свидетельствует уже тот факт, что появилось большое количество словарей, определявших социализацию как: "... процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социальнокультурного опыта" {244, с.421], [279]; "... процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит" [214, с.316]; "... процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе’1(117, с.318]; "... сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определённой системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений), позволяющих индивидам функционировать как членам сообществ. С другой стороны процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности" [160, с.25]; "... процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и исследование его ценностей, норм, культуры, |