ния и воспитания детей. Безусловно, подобный подход прогрессивен по сравнению с господствовавшим в послеоктябрьский период. Изменение политического климата способствовало всплеску педагогической мысли. Пример тому — школа В.А. Сухомлинского, который по-новому решает проблему социализации подрастающего поколения: прежде всего он старается разрушить сложившийся стереотип семейного воспитания. «Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв в одном звене тяжелейшая тра)ч?дия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал» [376, т.З, с. 116]. Во главу угла процесса формирования нового человека В.А. Сухомликский ставит общественные ценности и идеалы. Значимость человека определяет его гуманистическое отношение к миру (и, прежде всего, к родителям), и уж никак не являются определяющими социальное происхождение, партийность, классовость. Ребенок для Сухомлинского индивидуален. Он считал важнейшим в своей школе создать атмосферу взаимопонимания, микроклимат, способствующий развитию доброго сердца ребёнка, чувства собственного достоинства, выступающими, по мнению ученого, эффективными факторами социализации. Сущность процесса социализации В.А. Сухомлинский понимал так: «Общественная сущность человека проявляется в его отношениях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие ею материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности учёные называют социализацией» [376, т. 3, с. 42]. И далее выдающийся педагог поддерживает идею о необходимости активности самой личности в процессе социализации: «Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создаёт не только материальные ценности для людей —он создаёт и самого себя» [там же]. Таким образом, суть процесса социализации, по Сухомлинскому, заключается во взаимодействии ребёнка с 30 |
воспитания, прерывалась передача социального опыта от одного поколения к другому. Таким образом, в этот период угверждалась ведущая роль школы в процессе социализации ребёнка по сравнению с семьёй и другими социальными институтами. Школа контроля над социальной средой просуществовала до конца 50-х годов. После XX съезда партии возникает новый тип школы, призванной координировать усилия школы, семьи и общественности в деле обучения и воспитания детей. Безусловно, подобный подход прогрессивен но сравнению с господствовавшим в послеоктябрьский период, по создать на базе трёх социальных институтов педагогическое пространство для воспитания развитой личности невозможно. Невозможно решить эту проблему без включения в процессе детской среды, группы свободного общения и т.д. Однако, необходимо признать, что изменение политического климата способствовало всплеску педагогической мысли. Пример тому школа В.А. Сухомлинского, который по новому решает проблему социализации подрастающего поколения: прежде всего он старается разрушить сложившийся стереотип семейного воспитания. "Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв в одном звене тяжелейшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал" [225, т.З, с.516]. Во главу угла процесса формирования нового человека В.А. Сухомлинский сгавит общественные ценности и идеалы. Значимость человека определяет его гуманистическое отношение к миру (и прежде всего к родителям), и уж никак не являются определяющими социальное происхождение, партийность, классовость. Ребёнок для Сухомлинского индивидуален. Он считал важнейшим в своей школе создать атмосферу взаимопонимания, микроклимат, способсгвующий развитию доброго сердца ребёнка, чувства собственного достоинства это эффективные факторы социализации. Сущность процесса социализации В.Л. Сухомлинский понимал так: "Общественная сущность человека проявляется в его отношениях с другими людьми. Познавая мир и себя как частиц}' мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребёнок включается в общество, становится его аденом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности учёные называют социализацией" [225, т.З, с.474]. И далее выдающийся педагог поддерживает необходимость активности самой личности в процессе социализации: "Если человек ощущает своё участие в жизни общества, в его развитии, он создаёт не только материальные ценности для людей он создаёт и самого себя" [75, т.4, с.452]. Таким образом, суть процесса социализации, по Сухомлинскому, заключается во взаимодействии ребенка с окружающим миром, и мерой социальности личности является совокупность динамических взаимосвязей с действительностью. Важно в практической работе В.А. Сухомлинского и то, что он не исключал степетгь воздействия факторов социализации на ребёнка, и в этом случае необязательно, что самое сильное влияние на него может оказать школа [75, т.4, с.116]. Заслуга учёного-педагога в возвращении к общечеловеческим ценностям, идее создания необходимых условий в ссмьс для болсс эффективной социализации ребёнка. В 60-80-е годы школа перестаёт претендовать на приоритет в процессе социализации ребёнка. Вместе с тем она выполняет идеологические установки и социальный заказ тоталитарного государства: запрещает исповедовать религиозные взгляды, требует от родителей отчёта о воспитании детей на собраниях трудовых коллективов, в комиссиях по делам несовершеннолетних. В это время росло число разводов, увеличивалось количество детейпреступпиков, резко падал интерес к школе. Положение дел с включением учащихся в жизнь страны накануне перестройки было настолько кризисным, |