Проверяемый текст
Карнаухов, Владимир Анатольевич; Педагогические условия социализации личности в учреждении дополнительного образования детей (Диссертация 2003)
[стр. 34]

видом социальных ролей, норм, ценностей того общества, к которому он принадлежит, путём «вбирания» общих ценностей в процессе общения со значимыми другими.
Исходя из этой установки, Т.
Парсонс сформулировал двуединую задачу социализации сформировать у вступающих в общество «новичков» чувство лояльности и чувство преданности
но отношению к системе.
Именно Т.
Парсонсу принадлежит мысль о том.
что в процессе социализации у социализируемого появляется чувство неполноценности, потому что исполнение им роли неизбежно подвергается неоднозначным оценкам агентов социализации: в свою очередь это влияет на
собственную самооценку, которая может оказаться весьма невысокой.
Формы неполноценности
самые разные: отклоняющееся поведение; создание компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); появление контркультур, отвергающих самосовершенствование.
Данный подход оказал влияние и был принят такими исследователями социализации, как Дж.
X.
Баллантайн, Э.
М ак Нейл, Дж.
Огбю, Р.
Дж.

Хзвитхерст [175].
Другой подход теоретически обосновали и развивали американские учёные: Ч.Х.
Кули, У.И.
Томас, Ф.
Знанецкий, Дж.
Г.
Мид
[231J.
Ч.
Кули основополагающей идеей своей теории считал идею о том, чт личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.
В ходе взаимодействий человек
создаст своё «зеркальное Я», состоящее из трёх элементов: как нас воспринимают другие; как другие реагируют на то, что видят; как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Упрощенно процесс социализации, по Кули, можно описать так: индивид, общаясь в малых группах, где характерны доверительные межличностные отношения, как бы смотрит в зеркала, отражающие его
«Л», в итоге «зеркальное Я» помогает индивиду увидеть себя со стороны, провести самооценку, сформировать в себе потребность к самосовершенствованию.
Таким образом, формируется собственное человеческое «Я», причём в процессе
интеракций субъектив34
[стр. 32]

К представителям первого подхода можно отнести французского социолога Эмиля Дюркгейма и американского психолога Толкотта Парсонса.
Э.
Дюркгейм, исследуя отношения человека и общества, пришёл к выводу о необходимости решения вопроса социализации.
Он отмечал: "Общество может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности.
Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребёнка с самого начала существенные характеристики, требуемые коллективной жизнью".
Э.
Дюркгейм стоял на позиции безоговорочного признания за обществом приоритета перед человеком в процессе социализации и пассивности индивида в этом процессе.
Теоретические положения Э.
Дюркгейма легли в основу теории функционирования общества и были продолжены Т.
Парсонсом, обосновавшим механизмы процессов интеграции человека в социальную систему.
Т.Парсонс определял социализацию как "интернализацию культуры общества, в которой ребенок родился”, как аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, ценностей того общества, к которому он принадлежит, путём "вбирания" общих ценностей в процессе общения со значимыми другими.
Исходя из этой установки, Т.
Парсонс сформулировал двуединую задачу социализации сформировать у вступающих в общество "новичков” чувство лояльности и чувство преданности
по отношению к системе.
Именно Т.
Парсонсу принадлежит мысль о том, что в процессе социализации у социализируемого появляется чувство неполноценности, потому что исполнение им роли неизбежно подвергается неоднозначным оценкам агентов социализации: в свою очередь это влияет на
собствсттую самооценку, которая может оказаться весьма невысокой.
Формы неполноценности
самые разные: отклоняющееся поведение; создание компенсирующих субкультур (подростковых, криминальных); появление контркультур, отвергающих самосовершенствование.
ъг

[стр.,33]

Данный подход оказал влияние и был принят такими исследователями социализации, как Дж.
X.
Баллантайн, Э.
Мак Нейл, Дж.
Огбю, Р.
Дж.

Хэвитхерст [105, 115].
Другой подход теоретически обосновали и развивали американские учёные: Ч.Х.
Кули, У.И.
Томас, Ф.
Знанецкий, Дж.
Г.
Мид.

Ч.
Кули основополагающей идеей своей теории считал идею о том, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.
В ходе взаимодействий человек
создаёт свое "зеркальное Я", состоящее из трёх элементов: как нас воспринимают другие; как другие реагируют на то, что видят; как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Упрощенно процесс социализации, по Кули, можно описать так: индивид, общаясь в малых группах, где характерны доверительные межличностные отношения, как бы смотрит в зеркала, отражающие его
"Я", в итоге "зеркальное Я" помогает индивиду увидеть себя со стороны, провести самооценку, сформировать в себе потребность к самосовершенствованию.
Таким образом, формируется собственное человеческое "Я", причём в процессе
интсракций субъективное "Я" стабилизируется, вырабатывается чувство самоконтроля, усваиваются нормы и ценности малой группы.
Джордж Мид, как и Ч.
Кули, считал, что "Я" это продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми [151].
"Личность формируется на трёх различных стадиях: имитация, игровая стадия, стадия коллективных игр.
В игре ребёнок научается принимать на себя роли других людей и понимать (принимать) установки социальной группы.
Ведущим условием формирования собственного "Я" служит способность индивида принимать на себя роль "обобщённого другого" (некий обобщенный образ коллективных требований и установок к данному индивиду).
Установка "обобщешгаго другого" это установка всей общности, через "обобщенного другого" общество влияет на поведение индивида, осуществляет контроль над

[Back]