явления воспитания в рамках социализации обусловлена, прежде всего, общ ественными потребностями в более целенаправленном, адекватном им формировании и развитии личности. Воспитание ото искусственно создаваемый институт, объективно вызванный тс жизни тем обстоятельством, что стихийное воздействие социальных условий (макрои микросреды) не в состоянии обеспечить формирование личности и согласование личностных и общественных интересов. Очень важен такой специфический механизм социализации, как воспитание, имеющий целью нейтрализацию или ослабление воздействий на личность, не отвечаю щ их целям формирования определенного типа личности. Авторы концепции категорические противники формирования цели социализации, ибо «говорить о цели социализации молото лиш ь условно, так как этот процесс объективно складывается как из преднамеренных, целенаправленных, так и стихийных воздействий». Поэтому, считаю т они, точнее употреблять применительно к социализации такие категории, как «основная функция», «результат», т.с. имеется в виду тот уровень или состояние объекта социализации, который должен быть достигнут в результате социализации. Ссылаясь на выводы многих ученых, М.З. Ильчиков и Б.А. Смирнов основную функцию социализации определяю т как достижение такого уровня развития человека, когда он может успеш но функционировать в качестве полноправного члена общества. По-новому они подходят к реш ению вопроса о нижней и верхней границах социализации: «М ожно согласиться с тем, что результатом социализации должно являться становление личности в богатстве всех ее социальных ролей и функций. Н о нельзя признать правильной точку зрения, согласно которой процесс социализации на этом и заканчивается. Видимо, следует говорить об уровнях, ступенях социализации, а также о нижней и верхЕюй се границах» [122, с. 7881]. Различные уровни социализации индивида позволяю т ему в большей или меньшей степени эффективности участвовать в жизни общ ества, осущ ествлять социальные функции и роли в соответствии со своим общ ественным положением. Если для социализации достаточна такая степень развития человека, которая позволяла бы ему функционировать в качестве полноправного члена общ е45 |
одну из базовых духовных потребностей растущего человека в пространстве для самопроявлсния и самоутверждения". Драматические последствия совершенной политиками от педагогики ликвидации пионерии и комсомола, лоследсгвия и для детей, и дня семьи, и для школы, и для общества очевидны. "Утрачены многие институты социализации детей, и это положение необходимо изменять" [53, с.23]. Авторы монографии "Социология воспитания." М.З. Ильчиков и Б.А. Смирнов [94] утверждают, что социализация — это объективный общественный процесс и, следовательно, его можно рассматривать с точки зрения содержания, механизма и результата. Содержанием процесса социализации является весь многогранный процесс становления и развития человека как в онтогенезе, так и в филогенезе посредством приобщения индивида ко всем элементам материальной и духовной культуры общества через познание, общение и практическую деятельность. Механизмы социализации связаны с деятельностью социальных институтов (семья, образовательные учреждения, детские организации и т.п.), а также специальных средств социального влияния и контроля (норм, принципов поведения, традиций, обычаев, санкций и т.п.). Воспитание выступает механизмом социализации личности, именно поэтому недопустимо отождествление понятий "воспитание" и "социализация". Необходимость появления воспитания в рамках социапизации обусловлена, прежде всего, общественными потребностями в более целенаправленном, адекватном им формировании и развитии личности. Воспитание это искусственно создаваемый институт, объективно вызванный к жизни тем обстоятельством, что стихийное воздействие социальных условий (макрои микросреды) не в состоянии обеспечить формирование личности и согласование личностных и общественных интересов. Очень важен такой специфический механизм социализации, как воспитание, имеющий целью нейтрализацию или ослабление воздействий на личность, не отвечающих целям формирования определенного типа личности. Авторы концепции категорические противники формирования цели социализации, ибо "говорить о цели социализации можно лишь условно, так как этот процесс объективно складывается как из преднамеренных, целенаправленных, так и стихийных воздействий. Поэтому, считают они, точнее употреблять применительно к социализации такие категории, как "основная функция", "результат", т.е. имеется в виду тот уровень или состояние объекта социализации, который должен быть достигнут в результате социализации. Ссылаясь на выводы многих ученых, М 3. Ильчиков и Б.А. Смирнов основную функцию социализации определяют как достижение такою уровня развития человека, когда он может успешно функционировать в качестве полноправного члена общества. По-новому они подходят к решению вопроса о нижней и верхней границах социализации: "Можно согласиться с тем, что результатом социализации должно являться становление личности в богатстве всех ее социальных ролей и функций. Но нельзя признать правильной точку зрения, согласно которой процесс социализации на этом и заканчивайся. Видимо, следует говорить об уровнях, ступенях социализации, а также о нижней и верхней ее границах [94, с.78-81]. Различные уровни социализации индивида позволяют ему в большей или меньшей степени эффективности участвовать в жизни общества, осуществлять социальные функции и роли в соответствии со своим общественным положением. Если для социализации достаточна такая степень развития человека, которая позволяла бы ему функционировать в качестве полноправного 'щена общества, без соотнесения с определенной моделью развития личности, то основной функцией воспитания как раз и является реализация заранее сконструированной модели личности, отвечающей задачам и потребностям наиболее успешного функционирования и развития общества ..." [94, с.46]. Результатом социализации, по мнению авторов концепции, является развитие определенной системы социальных качеств, которые фиксируются понятием "социальная зрелость", включающим в себя в качестве компонентов интеллектуальную, трудовую, профессиональную, условия. Воспитание в данном случае выступает как механизм социализации личности, искусственно создаваемый институт, объективно вызванный к жизни тем обстоятельством, что стихийное воздействие социальных условий не в состоянии обеспечить формирование личности и согласование личностных и общественных интересов [94]. Процесс социализации личности в учреждении дополнительного образования динамическая система, способная выполнять социально обусловленные функции [70, 71]. Однако общество заинтересованно в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования данного процесса как целостного явления. Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному процессу социализации личности в УДО присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие [70, с. 40]. Говоря о целевом компоненте процесса социализации личности в УДО, мы имеем ввиду не конкретные цели и задачи социализации личности (ибо процесс социализации складывается как из преднамеренных, целенаправленных, так и стихийных воздействий), а скорее реализацию социальной функции УДО: социальную адаптацию, социальную автономизацию личности, освоение ею различных социальных ролей (невозможную, впрочем, без реализации других функций УДО: образовательной, досуговой, рекреативной и т.д.), способствующей достижению такого уровня развития человека, когда он может успешно функционировать в качестве полноправного члена общества. Содержание процесса социализации, обусловливающее весь многогранный процесс становления и развития человека как в онтогенезе, так и в филогенезе посредством приобщения индивида ко всем элементам |