ства без соотнесения с определенной моделью развития личности, то основной функцией воспитания как раз и является реализация заранее сконструированной модели личности, отвечающей задачам и потребностям наиболее успешного функционирования и развития общества ...» [122, с. 46]. Результатом социализации, по мнению авторов концепции, язляется развитие определенной системы социальных качеств, которые фиксируются понятием «социальная зрелость», включающим в себя в качестве компонентов интеллектуальную, трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственную и другие виды зрелости личности. Стадия зрелости характеризуется реализацией потенции и возможностей, которые были заложены в данном явлении или процессе, превращением этих возможностей в реальность. Концепция социализации Д.И. Фельдштейна [391, 392] во многом отличается от разработанных в психологии теорией. Ученый использует термин «социализация» в двояком понимании: «Во-первых, социализация только как процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), которая противостоит, хотя одновременно и взаимосвязана с индивидуализацией. Во-вторых, как реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации —индивидуализации, где происходит формирование собственного социального «Я» как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия» [390, с. 69J. Механизм двуединого процесса социализации —индивидуализации заключается в осознанном освоении индивидом социальных норм, принципов, отношений и присвоении и реализации новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения), что «позволяет индивиду не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта». Именно этот механизм, по мнению ученого, позволяет проявить индивиду социальную '16 |
типа личности. Авторы концепции категорические противники формирования цели социализации, ибо "говорить о цели социализации можно лишь условно, так как этот процесс объективно складывается как из преднамеренных, целенаправленных, так и стихийных воздействий. Поэтому, считают они, точнее употреблять применительно к социализации такие категории, как "основная функция", "результат", т.е. имеется в виду тот уровень или состояние объекта социализации, который должен быть достигнут в результате социализации. Ссылаясь на выводы многих ученых, М 3. Ильчиков и Б.А. Смирнов основную функцию социализации определяют как достижение такою уровня развития человека, когда он может успешно функционировать в качестве полноправного члена общества. По-новому они подходят к решению вопроса о нижней и верхней границах социализации: "Можно согласиться с тем, что результатом социализации должно являться становление личности в богатстве всех ее социальных ролей и функций. Но нельзя признать правильной точку зрения, согласно которой процесс социализации на этом и заканчивайся. Видимо, следует говорить об уровнях, ступенях социализации, а также о нижней и верхней ее границах [94, с.78-81]. Различные уровни социализации индивида позволяют ему в большей или меньшей степени эффективности участвовать в жизни общества, осуществлять социальные функции и роли в соответствии со своим общественным положением. Если для социализации достаточна такая степень развития человека, которая позволяла бы ему функционировать в качестве полноправного 'щена общества, без соотнесения с определенной моделью развития личности, то основной функцией воспитания как раз и является реализация заранее сконструированной модели личности, отвечающей задачам и потребностям наиболее успешного функционирования и развития общества ..." [94, с.46]. Результатом социализации, по мнению авторов концепции, является развитие определенной системы социальных качеств, которые фиксируются понятием "социальная зрелость", включающим в себя в качестве компонентов интеллектуальную, трудовую, профессиональную, мировоззренческую, политическую, нравственнуто и другие виды зрелости личности. Стадия зрелости характеризуется реализацией потенции и возможностей, которые были заложены в данном явлении или процессе, превращением этих возможностей в реальность. Концепция социализации Д.И. Фельдштейна [241, 242J во многом отличается от разработанных в психологии теорией. Ученый использует термин "социализация" в двояком понимании: "Во-первых, социализация только как процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), которая противостоит, хотя одновременно и взаимосвязана с индивидуализацией. Вовторых, как реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации индивидуализации, где происходит формирование собственного социального "Я" как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия" [241, с.69]. Механизм двуединого процесса социализации-индивидуализации заключается в осознанном освоении индивидом социальных норм, принципов, отношений и присвоении и реализации новой "самости" (нового уровня самосознания, самоопределения), что "позволяет индивиду не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта" [24, с.74]. Именно этот механизм, по мнению ученого, позволяет проявить индивиду социальную зрелость. Д.И. Фельдштейи считает, что социализацию нужно рассматривать как процесс, а индивидуализацию как отношение к присвоенному в ходе этого процесса. Исходя из этого, он предлагает иной подход к определению критериев социализированности личности. Главным критерием, считает он, выступает степень независимости личности, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, |