47 зрелость. Д.И. Фельдштейн считает, что социализацию нужно рассматривать как процесс, а индивидуализацию как отношение тс присвоенному в ходе этого процесса. Исходя из этого, он предлагает иной подход к определению критериев социаяизировалпости личности. Главным критерием, считает он, выступает степень независимости личности, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, иезакомплексованности (в противовес степени приспособленчества, конформизма), проявляющимся в реализации социального в индивидуальном, что обеспечивает реальное социокультурное воспроизводство человека и общества. Реализация концепции возможна только в деятельности, которая осуществляется ребенком вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно: «... растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия, через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации» [392, с. 48-53]. Новизной и оригинальностью отличаются взгляды В,Т. Лисовского, предложившего концепцию социализации —ювентизации [199]. «Социализация не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействий. Такое понимание роли подрастающего поколения было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адаптации, конформизма, исполнительного послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств, а это исключило бы прогресс, движение вперед. Нужно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный процесс омоложения, противодействующий инерции, застою. Известный болгарский социолог 11. Митев назвал его «ювентизацией», что подразумевает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения [199, с. 29]. Таким образом, по теории В.Т. Лисовского, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи. Однако ювентизация может приобретать крайние и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, |
мировоззренческую, политическую, нравственнуто и другие виды зрелости личности. Стадия зрелости характеризуется реализацией потенции и возможностей, которые были заложены в данном явлении или процессе, превращением этих возможностей в реальность. Концепция социализации Д.И. Фельдштейна [241, 242J во многом отличается от разработанных в психологии теорией. Ученый использует термин "социализация" в двояком понимании: "Во-первых, социализация только как процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), которая противостоит, хотя одновременно и взаимосвязана с индивидуализацией. Вовторых, как реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации индивидуализации, где происходит формирование собственного социального "Я" как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия" [241, с.69]. Механизм двуединого процесса социализации-индивидуализации заключается в осознанном освоении индивидом социальных норм, принципов, отношений и присвоении и реализации новой "самости" (нового уровня самосознания, самоопределения), что "позволяет индивиду не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта" [24, с.74]. Именно этот механизм, по мнению ученого, позволяет проявить индивиду социальную зрелость. Д.И. Фельдштейи считает, что социализацию нужно рассматривать как процесс, а индивидуализацию как отношение к присвоенному в ходе этого процесса. Исходя из этого, он предлагает иной подход к определению критериев социализированности личности. Главным критерием, считает он, выступает степень независимости личности, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованное™ (в противовес степени приспособленчества, конформизма), проявляющимся в реализации социального в индивидуальном, что обеспечивает реальное социокультурное воспроизводство человека и общества. Реализация концепции возможна только в деятельности, которая осуществляется ребенком вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно: "... растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия, через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации [241, с.67-80]. Новизной и оригинальностью отличаются взгляды В.Т. Лисовского, предложившего концепцию социализации-ювентизации. "Социализация не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействий. Такое понимание роли подрастающего поколения было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адаптации, конформизма, исполнительного послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств, а это исключило бы прогресс, движение вперед. Нужно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный процесс омоложения, противодействующий инерции, застою. Известный болгарский социолог П. Митев назвал его "ювентизацией", что подразумевает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения [152, с.29]. Таким образом, по теории В.Т. Лисовского, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторотгий характер: социализация как форма принятая общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи. Однако ювентизация может приобретать крайние и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия: псевдоноваторство, различные формы отклоняющегося поведения, альтернативные движения. Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к |