Проверяемый текст
Рац, Сергей Васильевич; Роль государства в становлении социальной безопасности в современной России (Диссертация 2004)
[стр. 224]

Это связано в первую очередь с тем, что сама социальная политика, ее цели и задачи понимаются неоднозначно.
Проблема безопасности индивидов исторически возникает в период становления капитализма и напрямую связана с частной собственностью, конкуренцией и социальной дифференциацией, правами и свободами человека.
Право человека на безопасность становится конституируемым правом, а тем самым гражданин в лице государства приобретает достаточный механизм для их защиты.
Государство при этом наделяется охранными функциями, а система защиты, права на безопасность
становятся чисто политическим мероприятием.
Социальная безопасность предполагает развитую у государства функцию защиты, которая иногда понимается несколько упрощенно как охранная функция, которая могла быть реализована посредством всеобщего насилия.
Уже в этом видится некоторое противоречие для того чтобы сделать жизнь индивида безопасной, должно
быть использовано насилие, т.е.
какая-то совокупность индивидов должна быть подчинена действиям безопасным для других, которое разрешается не исключением насилия, а его усилением.
Поэтому, понимая безопасность как усиление репрессий в отношении внутренних и внешних угроз, государство со временем все в большей степени превращается в пастырское или полицейское
государство.'” Такое понимание безопасности дополняется представлением о государстве как механизме, создающем социальные учреждения, целью которых является благотворительность.
Благотворительность в отношении беднейших слоев населения является одним из краеугольных камней буржуазного социализма, получившего развитие в середине X IX
века.'” На смену государству полицейскому приходит государство субсидиарное.
В последующем идея государственной благотворительности сменяется идеей всеобщего социального страхования от рисков, порожденных функционированием рыночных отношений.

На смену субсидиарному государству См.: Кола Д.
Политическая социология/Пер.

с фр.; Прсдисл.
А.Б.
Гофмама, М .: Издательство «Весь мир», «ИН Ф РА-М », 2001.
С.
296-298.
См.: Энгельс Ф .
Принципы коммунизма/К.

Маркс и Ф.
Энгельс.
Соч.
Изд.
второе.
М .; Гос.
изд.
полит, лит.
1955.
Т.4.
С.
338.
224
[стр. 77]

системы социальной защиты и безопасности.
В связи с чем необходимо сделать вывод о том, что каждое социальное положение, занимаемое индивидом, требует и своего уровня социальной безопасности.
Введение такого понятия как «уровень социальной безопасности» показывает нам степень удовлетворенности индивидов своими условиями жизни.
Чем выше удовлетворенность этими условиями жизни индивидом, тем выше уровень социальной безопасности, и наоборот.
Сложившимся инструментом формирования государством социальной безопасности является социальная политика.
Но представления о роли социальной политики в формировании социальной безопасности неоднозначны.
Это связано в первую очередь с тем, что сама социальная политика, ее цели и задачи понимаются неоднозначно.

2.2 Социальная политика как государственный инструмент социальной безопасности.
Проблема безопасности индивидов исторически возникает в период становления капитализма и напрямую связана с частной собственностью, конкуренцией и социальной дифференциацией, правами и свободами человека.
Право человека на безопасность становится конституируемым правом, а тем самым гражданин в лице государства приобретает достаточный механизм для их защиты.
Государство при этом наделяется охранными функциями, а система защиты, права на безопасность
станов-стся чисто политическим мероприятием.
Социальная безопасность предполагает развитую у государства функцию защиты, которая иногда понимается несколько упрощенно как охранная функция, которая могла быть реализована посредством всеобщего насилия.
Уже в этом видится некоторое противоречие для того чтобы сделать жизнь индивида безопасной должно
77

[стр.,78]

быть использовано насилие, т.е.
какая-то совокупность индивидов должна быть подчинена действиям безопасным для других, которое разрешается не исключением насилия, а его усилением.
Поэтому, понимая безопасность как усиление репрессий в отношении внутренних и внешних угроз, государство со временем все в большей степени превращается в пастырское или полицейское
государство.®® Такое понимание безопасности дополняется представлением о государстве как механизме создающем социальные учреждения, целью которых является благотворительность.
Благотворительность в отношении беднейших слоев населения является одним из краеугольных камней буржуазного социализма, получившего развитие в середине X IX
века.®® На смену государству полицейскому приходит государство субсидиарное.
В последующем идея государственной благотворительности сменяется идеей всеобщего социального страхования от рисков, порожденных функционированием рыночных отношений.

Ыа смену субсидиарному государству приходит государство всеобщего благосостояния.
Исторически современное государство всеобщего благосостояния развивалось на базе системы социального страхования, в рамках которой социальные гарантии были увязаны с обязательствами по социальной защите в случае наиболее важных «рисков», возникающих в повседневной жизни (болезнь, безработица, пенсионный возраст, инвалидность и т.д.).®’ Государство на практике приобретает социальные функции и тем самым начинает наделяться полномочиями по созданию системы социальной защиты.
Данная функция государства закрепляется за особым видом политики, которая получает название социальной политики.
Социальная политика, с одной стороны есть систе.ма социальной защиты населения от С м .; К о л а Д .
П олитическая с о ц и о л о
п ш /П е р .с ф р.; П редисл.
Л .Б .
Гоф м ана, М ..
И зд ательство «Весь М Н Р » , « И Н Ф Р А -М » , 2 001.
С .
2 9 6 -2 9 8 .
С м .: Э н ге л ьс Ф .
П р инц ипы ком м унизм а.

С о ч .
Т .4 .
С .
338.
С м .; Розапваллон П, Н овы й социальны й в опр о с.
П ереосм ы сливая го суд ар ство в се о б щ е го б л аго со стояиия/П ер .
с ф ранц.
Б арановского К .Ю ., Н ем овой Л .Л ., И з-во « A d M a rdg in em » , М ., 1997.
С .
18.
78

[Back]