Проверяемый текст
Кибальник, Алексей Григорьевич. Влияние международного уголовного права на российское уголовное право (Диссертация 2003)
[стр. 132]

однозначный ответ нет.
Исходя из конституционного предписания о приоритете норм международного права над национальным правом, можно утверждать, что положение о презумпции вменяемости
лица, достигшего возраста уголовной ответственности, должно действовать в России, не смотря на отсутствие этой формулировки в уголовном законе.
«Перевод» языка международного права на уголовно-правовой означает следующее: каждое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, считается осознающим фактический характер своих действий и руководящим ими, пока не доказано обратное.
Соответственно нет никакой необходимости каждый раз доказывать тот факт, что человек вменяем в противном случае будут нарушены базисные права личности.
При этом интеллектуальная составляющая вовсе не обязывает общего субъекта понимать противоправность своего поведения («знать закон»).180 В судебной практике, принято считать, что лицо достигает определенного возраста не в день рождения, а в момент начала следующих суток.181 В случае, когда возраст лица невозможно установить, в связи с отсутствием каких-либо достоверных документов, проводится экспертиза установления возраста лица.
Результатом такой экспертизы является установление приблизительного возраста исследуемого лица.
Юридическое значение при этом имеет лишь нижняя граница из данных пределов возраста, поскольку любое сомнение должно толковаться в пользу лица.
Например, если указанная экспертиза воз180 См.: Кибальник А.Г.
О системном характере презумпции вменяемости // Системность в уголовном праве.
М., 2007.
С.
177-178.
181 См.
пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 г.
«О судебной практике о преступлениях несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ.
2000.
№ 4.
С.
9.
132
[стр. 92]

совершения преступления».
Но данное положение относится только к юрисдикции Суда и не мешает осуществлять национальную юрисдикцию над более молодыми лицами, «предположительно» совершившими преступные деяния.
В этом случае и более молодой человек (например, в возрасте от 16 до 18 лет как это установлено по общему правилу в ч.
Г ст.
20 Уголовного кодекса РФ) должен признаваться достигнувшим возраста ответственности и нести ответственность за преступление, предусмотренное в международном уголовном праве Вторая неотъемлемая от личности субъекта характеристика его вменяемость, то есть способность понимать фактический характер своего деяния (действия или бездействия) и свободно руководить им.
В определении вменяемости как юридической категории именно международное право находится в «выигрышном» положении по сравнению, например, с российским У головным законом * (где это понятие попросту отсутствует, а его понимание выводится из определения невменяемости).
Международный стандарт ООН в области защиты прав человека признает каждого человека вменяемым, пока не доказано обратное (это следует, например, из ст.
16 Международного Пакта о гражданских и политических правах человека 1966 года).
Следовательно, в международном уголовном праве действует презумпция вменяемости лица, достигшего наступления ответственности: любой человек,.
достигший возраста; уголовной ответственности, считается вменяемым, то есть понимающим характер своих действий (бездействия) и руководящим ими, пока не доказано обратное.
Исходя из конституционного предписания о приоритете норм международного права над национальным правом, можно утверждать, что положение о презумпции вменяемости
действует в уголовном праве тех стран, где ее законодательное определение отсутствует (например, в Российской Федерации).
92

[Back]