Проверяемый текст
Кибальник, Алексей Григорьевич. Влияние международного уголовного права на российское уголовное право (Диссертация 2003)
[стр. 133]

раста определяет, что лицу от 15 до 17 лет, то юридически лицо считается 15-ти летним.
Итак, указанные признаки, характерные для общего субъекта преступления, обязательны для установления при наступлении уголовной ответственности за совершение любого акта незаконного оборота оружия массового поражения.
Таким образом, субъект преступления, предусмотренного ст.
355 УК РФ, общий т.е.
любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
Данное положение подтверждается решениями международных трибуналов современности, где прямо говорится о том, что преступления против мира и безопасности человечества могут совершить любые лица.
Так, например, в одном из приговоров Международного трибунала по Руанде отмечалось, что «индивиды всех рангов, вовлеченные в вооруженный конфликт как в качестве военного командования, так и не в этом качестве...
могут
подлежатъ ответственности за совершение военных преступлений».182 Однако в литературе имеются утверждения о том, что субъектом незаконного оборота оружия массового поражения является специальный субъект а именно: лица, занимающие государственные должности Российской Федерации.183 Означает ли это, что субъектом рассматриваемого преступления должен бытъ специальный? Согласно общепринятой позиции, специальным субъектом преступления выступает лицо, которое, кроме необходимых признаков субъекта (вменяемость и достижение определенного возраста), должно обладать еще особыми дополнительными признаками, огра182 Prosecutor ѵ.
Kayishema and Ruzindana.
Case № ICTR-95-1.
21 May 1999.
§ 175.
183 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.
Особенная часть / Под ред.
Ю.И.
Скуратова, В.М.
Лебедева.
М., 1996.
С.
565.
133
[стр. 90]

ступления должен расцениваться любой человек, вне зависимости от каких-либо демографических, социальных, имущественных либо иных характеристик, совершивший это преступлений и подлежащий ответственности по международному уголовному праву.
В отличие от национальных уголовных законов, практически во всех источниках международного уголовного права отсутствуют какиелибо указания на признаки, характеризующие субъект преступления.
В международных актах речь обычно идет о «лице», «всяком лице», «любом лице».
Таким образом, можно утверждать, что в современном международном уголовном праве смысл принципа индивидуальной ответственности лица сводится к установлению тождества между понятиями «субъект преступления» и «субъект ответственности».
Как будет сказано ниже, отсутствие названного тождества порождает до сих пор не разрешенную проблему ответственности государств и юридических лиц в международном уголовном праве.125 Принцип индивидуальной ответственности нашел свое закрепление не только в Римском Статуте, но и в решениях международных судов.
Так, например, в одном из приговоров Международного трибунала по Руанде отмечалось, что «индивиды всех рангов, вовлеченные в вооруженный конфликт как в качестве военного командования, так и не в этом качестве...
могут
подлежать ответственности за совершение военных преступлений только в том случае...
когда установлена связь между ними и вооруженным конфликтом...»126 Под «лицом» как субъектом преступления по международному уголовному праву надо понимать любого человека, который: а) сам со125 Подробнее см.: Кибальник А.
Ответственность в международном уголовном праве И Уголовное право.
2003.
№ 2.
90

[стр.,309]

ства или по приказу начальника, не освобождает его от ответственности...».
Следовательно, любой акт агрессии; осуществленный непосредственными исполнителями, должен получать надлежащую правовую оценку.
Напомним, что Нюрнбергский трибунал дал также категорический ответ на виновность отдельных лиц в вопросе о том, «касается ли ...
право только акций суверенных государств и устанавливает ли оно наказания для физических лиц...
в тех случаях, когда деяние, о котором идет речь, является актом государственной власти; те, кто его осуществляет, несут ли они за него личную ответственность или находятся под.
защитой доктрины суверенитета данного государства?»393 Таким образом, в решениях Нюрнбергского трибунала (и иных послевоенных трибуналов; созданных в оккупационных зонах на территории Германии) военными преступниками признавались не только нацистское руководство, но и исполнители актов агрессии, которые «не могут получить освобождения от ответственности на том основании, что он действовал в осуществлении власти государства, если это государство, уполномочивая его на совершение определенных, действий, и 394' выходит за пределы своей компетенции по международному праву».
Приведем еще доводы в пользу признания субъектом ч.
Г ст.
353 УК РФ любого лица..
В соответствии с доктриной отечественного уголовного права, в случае, когда в статье: Особенной части оговорены иные признаки субъекта, он является специальным.
Говоря иными словами, специальным субъектом преступления выступает лицо, которое, кроме необходимых признаков субъекта (вменяемость и достижение определенного возраста), должно обладать еще особыми дополнительными признака393 Federal Rules Decisions.
Vol.
6.
1946.
P.
110.
394 Ibid.
309

[Back]