Проверяемый текст
Кибальник, Алексей Григорьевич. Влияние международного уголовного права на российское уголовное право (Диссертация 2003)
[стр. 56]

принятия новых федеральных законов, а также устанавливающий иные правила, чем предусмотрены законом», подлежит обязательной ратификации.79 Такой международный договор действителен и обязателен дня России только с момента его ратификации.
А акт ратификации сам по
себе является новым федеральным законом (ст.
14
Федерального Закона «О международных договорах РФ»).
В соответствии со ст.
6 Федерального Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994
г.,80 ратифицированные международные договоры России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования либо в соответствии со специальным порядком, указанном в самом законе.
Следовательно, действующее федеральное законодательство устанавливает правило изменения норм самого Уголовного кодекса при вступлении в силу международного договора, регламентирующего вопросы уголовной ответственности.
Можно полностью согласиться с позицией О.И.
Тиунова о том, что «нормы международного права, а также международные договоры России применяются Конституционным Судом России как инкорпорированные в национальное право нормы».81 79 См.
об этом: Кибальник А.
Порядок применения международного уголовного права в национальной юрисдикции // Российская юстиция.
2002.
№ 10.
С.
61-62.
80 Собрание законодательства Российской Федерации.
1994.
№ 8.
Ст.
801.
81 Тиунов 0.14.
Конституционный Суд Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международного права.
1995.
СПб., 1996.-С.
180.

56
[стр. 238]

родное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (государствами) либо, международной организацией и регулируемое международным правом (ст.
2).
Как известно, вступление в силу международного договора может производиться несколькими способами — присоединением к договору, ратификацией договора, утверждением договора либо фактом заключения сторонами самого договора.302 Если международный договор не требует издания внутригосударственного акта для его применения, он действует на территории России непосредственно (п.
3 ст.
5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Уголовный кодекс является федеральным законом, и только в нем могут быть определены основания и пределы уголовной ответственности за* совершенное преступление, а новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, «подлежат включению в настоящий Кодекс» (ч.
Г ст.
Г УК РФ).
Следовательно, изменение условий уголовной ответственности за то или иное деяние, предусмотренное международным договором РФ, требует их непосредственного включения в текст УК.
Такая ситуация должна разрешаться в соответствии с п.
«а» ч.
1 ст.
15 ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации», определяющим,’ что любой международный договор, исполнение которого требует «изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающий иные правила, чем предусмотрены законом», подлежит обязательной ратификации.
Такой международный договор действителен и обязателен
для России только с момента его ратификации.
А акт ратификации; сам по
302 Комментарий к федеральному Закону «О международных договорах Российской Федерации».
М., 1996.
С.
51-53.
238

[стр.,239]

себе, является новым федеральным законом (ст.
14
вышеназванного закона).
Согласно ст.
6 Федерального Закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994
года,303 ратифицированные международные договоры России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования либо в соответствии со специальным порядком, указанном в самом законе.
Таким образом, федеральное законодательство устанавливает правило изменения норм самого Уголовного кодекса при вступлении в силу международного договора, регламентирующего вопросы уголовной ответственности.
Так как уголовное законодательство России состоит только из Уголовного кодекса, то изменение последнего при вступлении в силу международного акта, имеющего уголовно-правовое значение, может производиться двумя способами из ранее рассмотренных: рецепцией, то есть прямым включением положений международно-правового акта в Уголовный кодекс; имплементацией, то есть изменением положений Уголовного кодекса в соответствии с правилами международно-правового акта.
Таким образом, можно полностью согласиться с позицией судьи Конституционного Суда РФ О.И.
Тиунова, что «нормы международного права, а также международные договоры России применяются Конституционным Судом России как инкорпорированные в национальное 303 Собрание Законодательства РФ.
1994.
№ 8.
Ст.
801.
239

[стр.,240]

право нормы».304 Необходимо еще раз отметить, что под инкорпорацией понимается как рецепция (в узком смысле этого слова), так и имплементация норм международного права в уголовное законодательство России.
Итак, в соответствии с конституционным предписанием, международный акт уголовно-правового характера должен вносить изменения в Уголовный кодекс.
Представляется, что такая международноправовая норма должна так или иначе включаться в УК РФ одним и тем же .
Федеральным законом о ратификации международного договора.
В противном случае возникает непреодолимая трудность в судебном применении уголовно-правовой нормы международного характера.
Действительно, согласно п.
5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 3 Г октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществле305нии правосудия», суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы Уголовного закона, если вступившим; в силу для Российской Федерации международным; договором, решение о согласии на обязательность которого для России было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные УК РФ.
В этих случаях «применяются правила международного договора».
Но как применить эти правила, если преступность деяния и все уголовноправовые последствия содеянного предусмотрены только в Уголовном; кодексе, и при осуществлении правосудия по уголовным делам суд должен применять нормы УК РФ? Ответ может быть один — в рассматриваемом случае не должно быть самой коллизии.
А избежать ее воз304 Тиунов О.И.
Конституционный Суд Российской Федерации и международное право // Российский ежегодник международного права.
1995.
СПб., 1996.-С.
180.

240

[Back]