60 на весь мир, и они это сделали, у банды захватчиков бесплатное «паблисити» почти по всем российским телеканалам. Именно средства информации разносили сенсацию. И делали это с азартом, «вот лиловая девушка — ведущая ТВС — захлебывается в восторге кошмара: «Опять взрыв? Спасибо, это очень интересная новость!». В очередном ток-шоу очередной репортер доблестной телекомпании возбужденно рассказывает массовке о том, сколько часов он не спал и как храбро сидел в засаде — увлекательная получилась 79 история, массовка хлопает . Это одна сторона деятельности средств массовой информации по освещению захвата заложников, когда из данного тревожного события делается сенсационное телевизионное шоу, в котором разрешается многое: показ горя заложников, их родственников, вплоть до публикации интервью самих террористов. Все это способствует устрашению граждан, и СМИ выступают еще большим катализатором в этой области. Но есть еще одна негативная сторона в освещении данной драмы средствами массовой информации это описание действий силовых структур, вплоть до мест их расположения и предоставления схем: «Комсомольская правда» от 25 октября 2002 года, размещает «схему теракта на улице Мельникова», с подробностями о месте оперативного штаба и размещения специальных сил79 80. Аналогичную статью публикует газета «Коммерсант» с подробностями о группе «Альфа» и месте их расположения81. Но наиболее действенным, конечно, оказались трансляции схожего содержания по телевизионным каналам. Опытные телерепортеры вели рассказ об обстановке вокруг театрального центра, захваченного террористами, словно с полигона, на котором происходили военные учения. «Вот к зданию 79 Эфир по сценарию бандитов // Российская газета. 2002. 25 октября. 80 Схема теракта на улице Мельникова // Комсомольская правда. — 2002. 25 октября 81 Милиционеры сорвали планы террористов //Коммерсант. 2002. — 26 октября. |
58 V сенсационные новости, давали свое поверхностное видение ситуации, с легкомыслием показывали подробные передвижения сил специального назначения. Такая информация самым непосредственным образом воздействуют на сознание граждан, их психику, устрашает и заставляет чувствовать себя незащищенными. Можно предположить, что за бандитов все сделали средства массовой информации, в особенности телевидение, террористы хотели заявить о себе на весь мир, и они это сделали, у банды захватчиков бесплатное «паблисити» почти по всем российским телеканалам. Именно средства информации разносили сенсацию. И делали это с азартом, «вот лиловая девушка — ведущая ТВС — захлебывается в восторге кошмара: «Опять взрыв? Спасибо, это очень интересная новость!». В очередном токшоу очередной репортер доблестной телекомпании возбужденно рассказывает массовке о том, сколько часов он не спал и как храбро сидел в засаде — увлекательная получилась история, массовка хлопает1. Это одна сторона деятельности средств массовой информации по освещению захвата заложников, когда из данного тревожного события делается сенсационное телевизионное шоу, в котором разрешается многое: показ горя залоо/сников, их родственников, вплоть до публикации интервью самих террористов. Все это способствует устрашению граждан, и СМИ выступают еще большим катализатором в этой области. Но есть еще одна негативная сторона в освещении данной драмы средствами массовой информации это описание действий силовых структур, вплоть до мест их расположения и предоставления схем: «Комсомольская правда» от 25 октября 2002 года, размещает «схему теракта на улице Мельникова», с подробностями о месте оперативного штаба и размещения специальных сил2. Аналогичную статью публикует газета «Коммерсант» с подробностями о группе «Альфа» и месте их ! Эфир по сценарию бандитов// «Российская газета». 2002. 25 октября. : Схема теракта на улице Мельникова//«Ко.мсомольская правда». 2002. 25 октября. 59 расположения1. Но наиболее действенным, конечно, оказались трансляции схожего содержания по телевизионным каналам. Опытные телерепортеры вели рассказ об обстановке вокруг театрального центра, захваченного террористами, словно с полигона, на котором происходили военные учения. «Вот к зданию подъехали бронетранспортеры... А вот прибыли бойцы дивизии Дзержинского:.. Только что мы видели автобусы со спецназом...»2. Особенное впечатление произвело интервью с Александром Цекало. Генеральный продюсер спектакля, он, естественно, знал особенности театрального центра. И со знанием дела, в прямом эфире рассказывал, какими путями, по каким переходам удобнее всего проникнуть в захваченное здание, словно подсказывая террористам, как им лучше организовать оборону. Деятельность СМИ в данные моменты нуждается в особой регламентации, так как эффект, получаемый от такой информации, распространяется на всю страну и имеет огромное значение Этот факт, на наш взгляд, подтверждает признание средств массовой информации как особого института, способного влиять на правовое и политическое сознание граждан. Являясь субъектом политического процесса, средства массовой информации организуют взаимодействие властных структур и общества, посредством СМИ формируется политическая культура отдельного человека, а также политическая культура всего общества. 1 Милиционеры сорвали планы террористоа//«Коммерсант». 2002. 26 октября. 2 Ток шоу на фоне трагедии// «Российская газета». 2002. 26 октября. |