Проверяемый текст
Зимин Антон Евгеньевич. Взаимодействие государственной власти и средств массовой информации в современной России (Диссертация 2005)
[стр. 80]

80 как правило, государственной власти с присущими ей отношениями "господства подчинения" и лишь вскользь рассматриваются другие виды власти (социальная, экономическая, политическая и т.п.).
Особый интерес сегодня все же вызывают концепции, которые предлагают максимально широкую, интегрированную трактовку власти вообще и государственной власти в частности.
Так, к наиболее сложным подходам к пониманию природы власти, осмыслению её социокультурной значимости можно отнести и концепцию властных отношений одного из главных теоретиков власти XX века
Мишеля Фуко.
Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, т.е.

“отношение отношений”, неперсонифицированное и неовеществлённое, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил.
Фуко проводит дискурсивный анализ предполагающий рассмотрение набора властных и иных связанных с ними практик, в которые вовлечены представители определённого социума.
Эти практики политические, юридические, экономические, информационные задают фон, условия возможности, понимания различных высказываний, актов, доктрин и событий.
Сам Фуко утверждает, что целью его дискурсивного анализа являются
“практики...
понимаемые здесь как место, где сказанное и сделанное, применяемые правила ..., спланированное и принятое за данность плавятся или
переплетаются”109.
По Фуко власть скорее отправляется, нежели принадлежит; она не
“привилегия”, приобретённая или сохраняемая господствующим классом, а совокупное воздействие его стратегических позиций...”110 или “власть это не некий институт или структура, не какая-то определенная сила, которой некто был бы наделен: это имя, которое дают сложной стратегической ситуации в данном 109 Хархорднн О.
Фуко и исследование фоновых практик // Мишель Фуко и Россия: Сб.
статей / Под ред.
О.
Хархордина.
М., 2000.
С.
49
110 Фуко М.
Надзирать и наказывать.
Рождение тюрьмы.
М., 1999.
С.
41
[стр. 27]

«предмет» или «вещь».
И, наконец, в современной политической теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, прежде всего, с работами Т.
Парсонса, Д.
Истона, Г.
Алмонда, М.
Крозье и др.
По Парсонсу, власть, представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства1.
Т.
Парсонс рассматривает власть только в политическом измерении, оставляя за скобками остальные её проявления.
Бихевиористы Г.
Лассуэлл, А.
Каплан, Р.
Даль сводят всё многообразие отношений власти к отношению между акторами и их волевыми стремлениями, убеждениями и, естественно, интересами.
X.
Арендт определяет её как способ регулятивного общения (диалога) между равными субъектами.
В рамках формально-управленческого подхода уделяется внимание, как правило, государственной власти с присущими ей отношениями “господства подчинения” и лишь вскользь рассматриваются другие виды власти (социальная, экономическая, политическая и т.п.).
Особый интерес сегодня все же вызывают концепции, которые предлагают максимально широкую, интегрированную трактовку власти вообще и государственной власти в частности.
Так, к наиболее сложным подходам к пониманию природы власти, осмыслению её социокультурной значимости можно отнести и концепцию властных отношений одного из главных теоретиков власти XX века
Мишель Фуко.
Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, т.е.

«отношение отношений», неперсонифицированное и неовеществлённое, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях 1 См.: Парсонс Т.
О понятии «Политическая власть» // Антология мировой политической мысли.
В 4-х т.
Т.2.
М., 1997.
С.479-497.


[стр.,28]

взаимных сил.
Фуко проводит дискурсивный анализ предполагающий рассмотрение набора властных и иных связанных с ними практик, в которые вовлечены представители определённого социума.
Эти практики политические, юридические, экономические, информационные задают фон, условия возможности, понимания различных высказываний, актов, доктрин и событий.
Сам Фуко утверждает, что целью его дискурсивного анализа являются
«практики...
понимаемые здесь как место, где сказанное и сделанное, применяемые правила ..., спланированное и принятое за данность плавятся или
переплетаются»1.
По Фуко власть скорее отправляется, нежели принадлежит; она не
«привилегия», приобретённая или сохраняемая господствующим классом, а совокупное воздействие его стратегических позиций...»2 или «власть это не некий институт или структура, не какая-то определенная сила, которой некто был бы наделен: это имя, которое дают сложной стратегической ситуации в данном обществе»3.
Он утверждает, что реальность власти сосредоточена во множестве взаимодействующих, порой разновекторных сил, причем всегда в конкретном обществе, этим термином следует обозначить миллионы взаимодействий, а не отдельные и единичные события.
Во всех предложенных определениях главным атрибутом власти является её возможность и способность воздействовать на ход процесса, путём реализации неких механизмов.
Это даёт право полагать, что политическая власть в широком её понимании прерогатива не только государства, но и других политических институтов, в том числе и СМИ, имеющих рычаги для воздействия на что-либо.
В этом случае, перечисленные в трактовках механизмы осуществления власти можно ярко продемонстрировать на примерах воздействия государственной власти на средства массовой информации и их отдельных представителей, активно включенных в процесс взаимодействия и 1 Цит.
по: Хархордин О.
Фуко и исследование фоновых практик // Мишель Фуко и Россия: Сб.
статей / Под ред.
О.
Хархордина.
М., 2000.
С.
49.

2 Фуко М.
Надзирать и наказывать.
Рождение тюрьмы.
М., 1999.
С.
41.

3Там же.

[Back]