Проверяемый текст
Ушамирская Галина Федоровна. Управление интеграционными процессами в региональной системе образования (Диссертация 2004)
[стр. 20]

20 спонтанных социальных взаимодействий в плоскость научного анализа), для общенаучного определения сущности образования и категориального аппарата его исследования разными отраслями наук, для выработки наиболее универсальной системы эмпирически измеряемых параметров развития системы образования.
Вслед за этим предстоит изучить, насколько сложившиеся в ней внутренние структуры соответствуют характеру
функций и задач» [105].
Понимание функции в образовании как специфической роли, в сущности, воспроизводит требования, предъявляемые данной системе от имени субъектов социального действия.
В этом случае функции формализуются в виде задач, которые общество (или кто-либо от его имени) выдвигает перед институтом образования.
Например,
Т.М.
Урусова выделяет 3 главные гуманистические задачи образования, которые раскрывают его гуманистические функции.
В этой связи она пишет о необходимости связи образования с культурноисторической и географической средой региона, как о специфической культурно-созидательной функции
учреждений [145].
Таким образом, задачи и функции вольно или невольно отождествляются, что
не является ошибкой.
Функции образования, взаимодействуя с социальной средой через сложную структуру взаимосвязей и взаимозависимостей, могут рассматриваться как конкретная коммуникационно-интеграционная технология, актуализирующая внешние и внутренние требования и преобразующая информацию.
Здесь
уместна аналогия с моделями функционирования политической системы, предложенные в свое время Д.Истоном и Г.
Алмондом [146].
Применительно к системе образования эта модель может быть представлена в виде следующего рисунка 1.1.
[стр. 59]

§ 2.
Функции и структура интегрированной образовательной системы Интеграция системы образования не является самоцелью.
Она необходима в той мере, в какой способствует выполнению основных функций системы как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В этом смысле процесс интеграции функционально детерминирован, а статус ее элементов и установление оптимальных взаимосвязей между ними могут рассматриваться под углом зрения функциональной целесообразности.
Очевидно, следует согласиться с мнением А.М.Осипова, который пишет: «Развитие функциональной модели образования крайне важно для социального управления (т.к.
позволяет перевести целеполагание из области спонтанных социальных взаимодействий в плоскость научного анализа), для общенаучного определения сущности образования и категориального аппарата его исследования разными отраслями наук, для выработки наиболее универсальной системы эмпирически измеряемых параметров развития системы образования.
Вслед за этим предстоит изучить, насколько сложившиеся в ней внутренние структуры соответствуют характеру
ее функций и задач»1.
В силу данного обстоятельства анализ и проектирование системы регионального образования логичнее всего осуществлять, взяв в качестве исходного понятие «функция».
Обычно в социологии образования это понятие используют в двух значениях.
Во-первых, функцией называют «роль, которую тот или иной институт выполняет относительно потребностей общественной системы или интересов составляющих ее групп и индивидов».
В данном случае речь, естественно, идет о роли системы образования в контексте потребностей всего общества, а также удовлетворения интересов потребителей образовательных услуг.
Во-вторых, функцию определяют как зависи1 Осипов А.М.
Теоретико-методологические проблемы развития социологии образования: Автореф...
д-ра социол.
наук.
СПб., 1999.
С.
3.


[стр.,60]

мость, наблюдаемую «между различными социальными процессами, способ взаимосвязи элементов внутри системы»1.
Между обеими трактовками нет принципиальных различий, поскольку речь идет лишь о двух различных точках зрения на систему образования, как на специфический социальный институт.
В первом случае приоритет отдается ее способности удовлетворять социальные потребности.
Эта точка зрения вполне может быть определена как нормативноценностный подход, отражающий специфическое соотношение потребностей и ценностей.
Потребности, представляя собой форму непосредственных отношений субъекта (субъектов) или всего общества с институтами образования, отражают динамику актуальных требований к ним, они побуждают к их реализации через соответствующую деятельность, направленную на насыщение и дезактуализацию потребности.
В процессе многократного воспроизводства потребности закрепляются в виде системы ценностей, которые выступают как «консервированные» отношения, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы.
Ассимилируясь в структуру каждой личности и в сознание групп, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов, являются стабильными, задающими векторами жизнедеятельности людей.
Они выражают требования человека, группы или общества в целом к любому социальному институту, имеющему свои цели существования и развития.
Оптимальное функционирование социального института требует синхронизации его функций и ценностей, связанных с ним людей.
В полной мере это относится к системе образования.
Понимание функции, как специфической роли, в сущности, воспроизводит требования, предъявляемые данной системе от имени субъектов социального действия2.
1 Бойко Л.И.
Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // СОЦИС.
2002.
№ 3.
С.
78.
2 Следует помнить, что социальная роль традиционно рассматривается в социологии как со

[стр.,61]

В ряде случаев функции формализуются в виде задач, которые общество (или кто-либо от его имени) выдвигает перед институтом образования1.
На
наш взгляд, подобная формализация вполне допустима в тех случаях, когда функции отождествляются с социальными ролями, что нередко имеет место в исследованиях.
Например, как уже отмечалось в первом параграфе, Т.М.Урусова выделяет три главные гуманистические задачи образования, которые раскрывают его гуманистические функции.
В этой связи она пишет о необходимости связи образования с культурноисторической и географической средой региона, как о специфической культурно-созидательной функции
(выделено нами Г.У.) средних образовательных учреждений2.
Таким образом, задачи и функции вольно или невольно отождествляются, что
подчеркнем еще раз не является ошибкой.
Вместе с тем, такая точка зрения не вполне учитывает второй аспект проблемы функций системы образования.
При втором подходе к их характеристике речь в первую очередь идет об интегративном потенциале образования в социуме в целом.
Выступая как одна из наиболее развитых и влиятельных социальных систем, она взаимодействует с социальной средой через сложную структуру взаимосвязей и взаимозависимостей.
Функция в данном случае может рассматриваться как конкретная коммуникационно-интегративная технология, актуализирующая внешние и внутренние требования и преобразующая информацию.
Здесь,
на наш взгляд, вполне уместна аналогия с моделями функционирования политической системы, предложенными в свое время Д.Истоном и Г.Алмондом3.
Применительно к системе образования вокупность требований, предъявляемых к личности или социальному институту, занимающим определенное положение в обществе.
1Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В.
Социология образования: прикладной аспект.
М., 1997.-С .
13.
2 Урусова Т.М.
Развитие образовательного пространства региона посредством создания новых видов инновационных образовательных учреждений: Дис...
канд.
пед.
наук.
Пермь, 2000.
С.
87.
3 Comparative Politics Today: A World View/ Ed.
by G.
Almond, G.Powell.-Glenview, 1988; Easton D.
Analyse du système politique.-P.,1974.

[Back]