Проверяемый текст
Верников, Андрей Владимирович. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой (Диссертация 2005)
[стр. 108]

специально созданные параллельные банки для уклонения от требований кредиторов, прежде всего иностранных.
На таком фоне работающие в стране иностранные дочерние банки превосходили остальных участников рынка по приверженности основным принципам корпоративного управления.

Деятельность многочисленных комитетов, комиссий и рабочих групп
иностранных банков направлена на то, чтобы создать систему сдержек и противовесов на всех уровнях, своевременно контролировать возникающие риски, постоянно держать в поле зрения различные участки работы и уменьшить вероятность принятия ошибочных решении или злоупотреблений.
В основе подхода к корпоративному управлению,
оцениваемого рейтинговым агенством "Standard & Poor's", лежат четыре основных элемента: 1) структура собственности и влияние со стороны собственников; 2) отношения с финансово-заинтересованными лицами; 3) финансовая прозрачность и раскрытие информации и 4) структура и методы работы совета директоров и менеджмента.
Структура собственности иностранных дочерних банков
в большинстве случаев проста и абсолютно прозрачна.
Бенефициары и номинальные владельцы акций как правило совпадают.
При лицензировании дочерних иностранных банков особое внимание обращается на финансовое состояние и деловую репутацию каждого из акционеров.

Отношения с финансово заинтересованными лицами в дочерних иностранных банках отсутствуют либо минимальны.

Финансовая прозрачность дочерних иностранных банков достаточно высока.

Им приходится отчитываться по своим операциям, как перед органами банковского надзора принимающей страны, так и перед своим главным акционером.
В вопросе раскрытия информации все не так однозначно.
В целом, практикуемый дочерними иностранными банками информационный режим
107
[стр. 157]

вывели ценные активы из банкротов в специально созданные параллельные банки («bridge banks») для уклонения от требований кредиторов, прежде всего иностранных.
На таком фоне работающие в стране иностранные дочерние банки превосходили остальных участников рынка по приверженности основным принципам корпоративного управления
(эти принципы были кодифицированы ОЭСР в 1999 г.194 По мнению экспертов ИЭПП, ни одна из существующих даже в наиболее развитых странах мира моделей корпоративного управления не является совершенной.
Более того, ни в одной стране не достигнут 100%-ный уровень реализации наиболее компромиссных с точки зрения мировой практики принципов корпоративного управления ОЭСР.
Единой модели для всех не существует, однако для всех режимов корпоративного управления универсальными стандартами являются ответственность, подотчетность, честность (законность) и прозрачность.
5Мы сейчас оставляем в стороне вопрос о том, оптимальны и эффективны ли западные кодексы корпоративного поведения, если они не препятствуют массовым искажениям отчетности и махинациям менеджмента, приводящим к краху крупнейших корпораций.
В основе подхода к корпоративному управлению,
предполагаемого компанией “Standard & Poor’s”, лежат четыре элемента: структура собственности и влияние со стороны собственников; отношения с финансово-заинтересованными лицами; финансовая прозрачность и раскрытие информации; структура и методы работы совета директоров и менеджмента.
Попробуем оценить корпоративное управление в дочерних иностранных банках, имея в виду также принципы, сформулированные в принятом в 2002 г.
Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Кодексе корпоративного поведения.196 Структура собственности иностранных дочерних банков очень проста и абсолютно прозрачна.
Как правило, бенефициары и номинальные владельцы акций —это одни и те же лица.
При лицензировании дочерних иностранных банков особое внимание обращается на финансовое состояние и деловую репутацию каждого из акционеров.

Влияние собственников такого банка можно коротко оценить как «полный контроль», поэтому права акционеров осуществляются в максимально возможной степени.
Отношения с финансово-заинтересованными лицами в дочерних иностранных банках отсутствуют либо минимальны.

194 OECD Principles of Corporate Governance / Organisation for Economic Co-operation and Development, Paris, 2004.
http://www.oecd.org 195 Экономико-правовые факторы и ограничения в становлении моделей корпоративного поведения, с.15.
196Кодекс корпоративного поведения / Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.
М.: 05.04.2002.
www.fcsm.ru.


[стр.,158]

Финансовая прозрачность дочерних иностранных банков достаточно высока: ведь им приходится отчитываться по всем своим операциям как перед органами банковского надзора принимающей страны, так и перед своим главным акционером, которого в свою очередь проверяют надзорные органы соответствующей страны (Германии, Австрии, Нидерландов, Франции и т.
д.) на стадии консолидации финансовой отчетности и ее независимого аудирования.
Сраскрытием информации дело обстоит не так однозначно.
В целом, практикуемый дочерними иностранными банками информационный режим
является обычно очень жестким.
Некоторые из них до сих пор не публикуют в России свои полные годовые отчеты, а ограничиваются рассыпкой финансового отчета («выжимки» из баланса и счета прибылей и убытков) своим партнерам по межбанковскому рынку.
Лишь часть из дочерних иностранных банков в России имеют собственное отдельное представительство в сети Интернет, а остальные ограничиваются ссылками («линками») на Интернет-сайт материнского банка, хотя с формальной точки зрения это некорректно.
Публикуемая в Интернет информация лишь по нескольким из дочерних банков носит детальный и содержательный характер и позволяет получить существенные сведения о деятельности банка; нередко отсутствует версия сайта на государственном языке страны пребывания.
Обязательные к публикации всеми акционерными обществами Отчеты эмитента ценных бумаг размещаются с большими задержками, из них иногда изымается самый важный раздел, а именно результаты деятельности за последний квартал.
Как нам удалось подсчитать, из 42 банков, контролируемых иностранным капиталом, только 17 дали согласие Банку России на ежеквартальное раскрытие через его Интернет-сайт формы 101 (оборотной ведомости по сче107 там бухгалтерского учета) и формы 102 (счета прибылей и убытков).
Структура и методы работы совета директоров и менеджмента
дочернего иностранного банка с трудом подвергаются анализу и оценке по причине почти полного отсутствия информации.
Формирование органов управления иностранных дочерних банков подтверждает, что принятые в акционерных обществах правила соблюдаются формально.
Советы директоров (наблюдательные советы) играют чисто декоративную роль и на практике редко проводят заседания.
В этом и нет необходимости: управленческая информация и решения циркулируют в пределах подлинной управленческой иерархии, т.
е.
от курирующих российский бизнес или одно из продуктовых подразделений зарубежных руководителей банка к местному менеджеру.
Все стороны деятельности иностранного банка обычно строго и детально регламентированы и оформлены подробными инструкциями.
Нормой является систематическое и http://www.cbr.ru/credit/transparent.asp.


[стр.,159]

широкое распространение и обмен управленческой информацией внутри и между различными подразделениями.
Деятельность многочисленных комитетов, комиссий и рабочих групп
направлена на то, чтобы создать систему сдержек и противовесов на всех уровнях, своевременно контролировать возникающие риски, постоянно держать в поле зрения различные участки работы и уменьшить вероятность принятия ошибочных решений или злоупотреблений .
Важно, кто не номинально, а реально имеет полномочия принимать решения.
В этой связи иностранные дочерние банки не являются образцом для подражания: ими могут управлять в подлинном смысле этого слова не совсем те люди и органы, которые утверждались территориальным управлением Банка России, а другие, не присутствующие в России.
Властно-распорядительные полномочия большинства местных «членов правления» ограничены и порой не позволяют им даже получать информацию о «чувствительных» аспектах деятельности собственного банка.
Импульсы к улучшению корпоративного управления поступают от собственников банка или его регуляторов либо от самого рынка.
Считающиеся непрозрачными и неэффективно управляемыми банки вынуждены платить повышенные проценты по привле-з ченным ресурсам, их источники фондирования ограничены.
Иностранные дочерние банки активно пользуются рейтингом и репутацией материнского банка, причем без особых на.:’' то юридических оснований.
Поскольку основным аргументом для клиентов и вкладчиков становится форма собственности, то в отличие от чисто российских банков рыночная дисциплина играет для иностранных дочерних учреждений незначительную роль в формироч вании корпоративного поведения.
Приходится признать, что развитая институциональная культура не служит гарантией от ошибок, злоупотреблений и мошенничества.
Иностранные банки склонны замалчивать подобные ситуации, скрывают от их от внешнего мира и даже избегают обращаться в правоохранительные органы, поэтому информации мало.
Вспомним, что в британском банке Barings «слабым звеном» стал не лондонский, а сингапурский офис.
В 2003 г.
было раскрыто мошенничество на сумму примерно 40-50 млн.
долл., совершенное по сговору между двумя менеджерами К&Н Bank (Венгрия), принадлежащего на паях двум иностранным банкам —КВС (Бельгия) и ABN AMRO (Нидерланды).
(The Economist, 27.09.2003).
199Эксперты ИЭПП выделяют в странах ЦВЕ такую категорию собственников, как «сильные аутсайдеры», тот есть иностранные стратегические (контролирующие) инвесторы.
Не испытывая доверия к местному менеджменту в свете частых сообщений о мошенничестве менеджеров, иностранцы приходили на рынок бывших социалистических стран с собственным менеджментом либо осуществляли плотный ежедневный надзор за деятельностью местного управленцев («Экономико-правовые факторы и ограничения в становлении моделей корпоративного поведения», с.36).
Из 33 дочерних банков со 100%-ным иностранным участием в России автору настоящего исследования известны только два, где председателем правления является гражданин Российской Федерации.

[Back]