Проверяемый текст
Верников, Андрей Владимирович. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой (Диссертация 2005)
[стр. 128]

Наконец, в России также присутствуют банки из Турции, Китая, Японии, Ирана и стран СНГ.
Эти банки достаточно давно открыли свои дочерние учреждения в России, но пока не представляют какой-либо реальной конкуренции для остальных участников рынка.
Существует несколько вероятных причин низкой активности большинства региональных европейских банков в России.
Во-первых, география их экспансии тяготеет к тем же рынкам, где эти банки присутствовали исторически (до второй мировой войны или до 1917 г.).

Второе объяснение осторожности средних европейских банков,
возможно, состоит в том, что для обеспечения нормальных условий работы в России нередко требуется решение вопросов на политическом уровне.
В отличие от ведущих мировых банков, обладающих серьезными лоббистскими возможностями, средние по величине европейские банки опасаются оставаться один на один с непредсказуемыми, по их мнению, российскими юридическими институтами.
В настоящий момент дочерние иностранные банки в основном присутствуют в Москве и Санкт-Петербурге.
Однако большинство из них в последние годы задумалось об открытии филиалов в регионах.
Так Райффайзенбанк после покупки Импэксбанка получил крупную региональную сеть.
Ситибанк открыл свои отделения в 10 городах России, а БСЖВ (дочерний банк крупнейшего французского банка Societe Generate), после покупки Росбанка, стал обладателем одной из крупнейших региональных сетей в стране.
Как уже отмечалось в предыдущих главах, для получения адекватного представления о масштабах присутствия иностранных банков в экономике страны необходимо принимать во внимание данные об объеме кредитования нефинансового частного сектора.
При общем невысоком накопленном объеме кредитных требований иностранных банков к НЧС стран с формирующимися рынками (302 млрд.
127 h 1
[стр. 24]

Узбекистана и Украины, открывшие свои дочерние учреждения в России, но пока не обнаружившие единой стратегии экспансии в региональном масштабе.
В отличие от стран ЦВЕ и Юго-Восточной Европы, региональные европейские банки пока играют на рынке России относительно скромную роль.
Единственным исключением здесь является Райффайзенбанк Австрия, который очень динамично развивался после 1998 г.
и стал вторым по величине иностранным дочерним банком с долей рынка около 1.2% совокупных активов (одиннадцатое место в национальном рэнкинге).
Мы видим два возможных объяснения низкой активности большинства региональных европейских банков в России.
Во-первых, география их экспансии тяготеет к тем же рынкам, где эти банки присутствовали исторически до второй мировой войны или до 1917 г.

Трудно однозначно сказать, почему исторический и культурный фактор играет здесь такую роль: за несколько десятилетий институциональная память могла и не сохранится.
Второе объяснение осторожности средних европейских банков
состоит в том, что для обеспечения себе нормальных условий работы в России время от времени требуется «решение вопросов на политическом уровне».
Между политической силой государства, где базируется материнский банк, и успехами этого банка на зарубежных рынках есть прямая связь, которую подметил еще Р.Гильфердинг: «Политическая власть приобретает таким образом решающее значение в конкурентной борьбе, и прибыль финансового капитала непосредственно связывается с политической силою государства».
В отличие от ведущих банков США и Германии, обладающих серьезными «лоббистскими» возможностями, у средних по величине банков из небольших стран нет доступа к такому политическому ресурсу, и перспектива остаться один на один с непредсказуемыми юридическими институтами в России не создает инвесторам из этой категории достаточного комфорта.
На Украине в настоящее время действуют 11 банков с преимущественно иностранным капиталом; есть и учреждения, принадлежащие российскому капиталу, Альфа Банк, НРБ, Банк Петрокоммерц, Внешторгбанк; в процессе создания находится дочерняя структура Банка Москвы.
Перечень ведущих иностранных операторов рынка банковских услуг В суммарные величины не включены показатели аффилированных структур, формально являющихся российскими лицами, через которые организовали свое присутствие в России некоторые банки сопредельных государств, прежде всего Казахстана и Украины.
Москомприватбанк является стратегическим партнером Приватбанка (Украина), Москоммерцбанк Казкоммерцбанка (Казахстан), Славинвестбанк Банка Туран-Алем (Казахстан).
В некоторых случаях финансовые результаты российского учреждения консолидируются в отчетности на уровне головного банка, прежде всего для аудита по международным стандартам.
Однако Банк России по-прежнему не включает эти банки в число кредитных организаций, контролируемых капиталом нерезидентов.^Л _ Гильфердтг, Р.
Финансовый капитал.
Новейшая фаза в развитии капитализма, с.393.


[стр.,49]

В условиях финансововй глобализации традиционные способы оценки и контроля над участием иностранного банковского капитала в «домашней» финансовой системе через регулирование коммерческого присутствия (например, ориентация на долю капитала нерезидентов в совокупном капитале или активах национальных кредитных организаций) быстро теряют свою эффективность.
Надо принимать во внимание все возможные каналы доставки банковских услуг от банков-нерезидентов в национальную экономику.
Балансовые данные о кредитных портфелях иностранных дочерних банков позволяют судить лишь о части кредитных вложений иностранной банковской группы в экономику той или иной страны: растущая часть кредитов может предоставляться заемщикам напрямую из-за рубежа.
На балансе зарубежных подразделений и штаб-квартир иностранных банков учитываются как раз самые крупные кредиты, потому что пруденциальные нормативы не позволяют принять крупный кредит на свой баланс небольшому по величине капитала дочернему банку.
Участниками синдицированных кредитов «голубым фишкам» российской промышленности обычно выступают головные подразделения иностранных банков; они же оказывают основной объем инвестиционных услуг.
Портфели ценных бумаг восточноевропейских эмитентов —как суверенных, так и корпоративных также концентрируются в специализированных финансовых центрах, прежде всего в Лондоне.
Это вполне естественно, поскольку речь идет о глобальных (Citibank, Deutsche Bank, ABN AMRO, ING) либо региональных (RZB, HypoVereinsbank) финансовых учреждениях, организационная структура которых опирается на матрицу «продукт/клиент» и для которых страновая форма организации бизнеса является подчиненной, второстепенной.
Работу с крупной международной клиентурой эти банки организуют и оценивают в глобальном масштабе, суммируя результаты продаж самых различных продуктов своими подразделениями по всему миру.
В рамках этой модели местные подразделения банка берут на себя функции поиска сделок и клиентов (origination) и поддержания отношений с ними (relationship management).
По нашему мнению, для получения адекватного представления о реальных масштабах присутствия иностранных банков в экономике страны необходимо принимать во внимание данные об объеме кредитования нефинансового частного сектора (далее сокращенно НЧС) .
В публикациях Банка международных расчетов в Базеле (далее сокращенно БМР) приводятся данные по объему консолидированных кредитных требований зарубежКредитование, в том числе синдицированное, —не единственный продукт, доставляемый российским клиентам напрямую из-за рубежа, однако получить сопоставимые данные о продаже, например, инвестиционных банковских продуктов гораздо сложнее, и пришлось бы использовать разрозненные сведения за разные периоды.

[Back]