Проверяемый текст
Верников, Андрей Владимирович. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой (Диссертация 2005)
[стр. 137]

использовании его потенциала под строгим контролем, а также в ограждении * местных участников рынка от иностранной конкуренции.
Удивительно, что в пользу протекционизма помимо представителей крупных государственных банков иногда присоединялись и владельцы мелких и средних банков, в том числе и региональных, не смотря на то, что их интересы почти никак не пересекались с интересами иностранных банков.
Как справедливо отметили авторы исследования, проведенного в ИМЭМО, мелкие банки обычно не видят угрозы со стороны иностранного банковского капитала.
Гораздо больше их волнует усиление позиций банков, пользующихся государственной поддержкой.4 Массовое банкротство частных российских банков в 1998 году привело к параличу всей системы и огромным материальным потерям.
В связи с этим вектор отношения населения к банкам, контролируемым нерезидентами, качнулся от недоверчивого к позитивному.
Тезис о возможности расширения присутствия1иностранных
банков в России как один из рецептов преодоления банковского кризиса стал достаточно популярным.
Новый кризис доверия к российским банкам, который случился весной 2004 г., вызывал дальнейший сдвиг общественного мнения в пользу иностранных банков.

Главный редактор журнала «Банковское обозрение»
А.А.
Мирошниченко предложил свое оригинальное объяснение, протекционистских настроений, выражаемых владельцами и руководителями коммерческих банков России.
По его мнению,
большинство владельцев российских банков в среднесрочной перспективе готовы продать свой бизнес.
Поскольку высокую цену могут предложить, преимущественно иностранные инвесторы то местные банкиры инстинктивно выступают против их прихода, стараясь отодвинуть момент и ужесточить условия.
Публичное сопротивление есть ни что иное, как формирование хорошей конъюнктуры для последующей продажи.
Чем больше
62Королев И.С.(рук.
авт.
коллектива) Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ.
М.: ИМЭМО РАН
136
[стр. 180]

Крупные российские коммерческие банки видят в банках с иностранным капиталом больше потенциальную, чем реальную угрозу.
Они рассуждают об экспансии иностранного банковского капитала в Россию, которой пока не видно, требуя при этом более активной государственной подцержки частным отечественным банкам, которые до сих пор показывали свою полную несостоятельность эффективно осуществлять функции финансового посредника в экономике.244 Протекционистская позиция в отношении «своего» банковского сектора не всегда провозглашается из чисто принципиальных или научно-теоретических соображений.
Если просканировать публикации в российской экономической периодике за последние десять лет, в которых затрагивается тематика иностранной конкуренции в банковском секторе, то выясняется, что не менее половины авторов так или иначе связаны с национальными кредитными организациями —местом работы своим или близких родственников, сферой деятельности своей компании, источниками финансирования своей политической (научной, общественной) организации и т.д.
Еще одну часть авторов составляют бывшие и действующие сотрудники силовых ведомств, спецслужб, контрольных органов и ведомств самого различного толка, чья штатная численность и размеры финансирования напрямую зависят от масштабов внешней и внутренней «угрозы», в которую поверит общество.
Многие из этих людей обслуживают интересы коммерческих и банковских структур, возглавляют «службы экономической безопасности» и т.п.
Манипулирование общественным мнением проводится вполне профессионально и эффективно.
Требования о защите от иностранной конкуренции выдвигались протекционистами во всех переходных странах, а не только в России, но нигде столь же успешно.
В кампаниях по обработке общественного мнения в пользу протекционизма к представителям крупных банков иногда присоединялись мелкие и средние банки, в том числе региональные главным образом в силу недоразумения, поскольку их интересы вообще почти никак не пересекались с интересами иностранных банков.
В коллективной работе авторов из ИМЭМО справедливо отмечалось, что мелкие банки обычно более лояльны к иностранному банковскому капиталу, потому что угрозу своим позициям они видят не в нем, а в усилении позиций банков, пользующихся государственной подцержкой, как федеральной, так и региональной.
Вплоть до кризиса августа 1998 г.
сохранялась вера в то, что благодаря государственной защите молодого коммерческого банковского бизнеса от внешней конкуренции он сможет быстро встать на ноги, окрепнуть, нарастить капитал и после этого «на равных» a i i _____ ______ Королев И.С.
(рук.
авт.
коллектива).
Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ.
М.: ИМЭМО РАН,
2001, с.69.


[стр.,181]

достойно конкурировать с иностранными банками.
По отношению к последним в обществе сохранялась определенная подозрительность, и даже самые либеральные по своим взглядам политики и правительственные экономисты не ставили вопрос о неограниченном доступе на рынок и тем более о передаче им основной части активов банковской системы.
Точка зрения российских банков настойчиво и успешно лоббировалась через Государственную думу, федеральные органы исполнительной власти и прессу.
Поскольку в начале 90-х годов эти взгляды не встречали оппозиции и по данному вопросу в общественном сознании сложился консенсус, то появление ограничений на присутствие и деятельность иностранных банков было предопределено.
Законодательно закрепленное в 90-е годы поражение в правах банков с участием иностранного капитала мотивировалось набором тезисов, в той или иной степени разделяемых большей частью российской деловой, политической и научной элиты и поддержанных общественным мнением.
Если в странах ЦВЕ политическое руководство к середине 90-х годов пришло к выводу о несовместимости структуры банковской системы с целями развития вследствие цепочки дорогостоящих банковских кризисов и неучастия банков в модернизации реального сектора, то в России и других странах СНГ частичное осознание проблемы наступило не-t сколько позже.
Лишь после кризиса 1998 г.
произошло разочарование в «новых» частных банках России, массовое банкротство которых привело к параличу всей системы и огром-.? ным материальным и моральным потерям, и вектор отношения населения к банкам, контролируемым нерезидентами, качнулся от недоверчивого и осторожного к позитивному.
«Тезис о возможности расширения присутствия
иностранных банков в России как один из рецептов преодоления банковского кризиса стал достаточно популярным даже в тех круaif гах, которые раньше активно выступали против подобных процессов».
Новый кризис доверия к российским банкам, который случился весной 2004 г., вызывал дальнейший сдвиг общественного мнения в пользу иностранных банков.

После кризиса 1998 г.
банковское лобби оказалось ослабленным и на какое-то время притихло (слишком нагляден и поучителен был крах), однако затем успешно восстановилось и вновь потребовало от государства интенсификации мер по защите от иностранной конкуренции.
Вместе с тем, к началу нового тысячелетия произошли определенные сдвиги как в раскладе политических сил, так и в общественном сознании.
Миллионы людей, потерявших свои средства в рухнувших «системообразующих» банках, стали более прагматично оценивать роль финансовых посредников и более не ассоциируют иностранные банки с опасностью для российской экономики и государственности.
В этой связи интересно замечание В.М.Новикова о том, что истинным интересам российских частных бан245Алексашенко С.
Иностранные банки в России: надежды и реальность, с.
52.


[стр.,182]

киров могут и не отвечать призывы к чрезмерной защите со стороны государства.
Дело в том, что усиление позиций приверженцев тотального протекционизма (которых немало в российских властных структурах и среди населения) поставит вопрос: а зачем нам вообще такие коммерческие банки, которые не только не обеспечивают нашу национальную и личную экономическую безопасность, но и сами являются существенным фактором риска? Не лучше ли их национализировать?2 Главный редактор журнала «Банковское обозрение» А.Мирошниченко предложил свое оригинальное объяснение протекционистских настроений, выражаемых владельцами и руководителями коммерческих банков России.
По его мнению,
банкиры в большинстве своем не исключают или даже предчувствуют, что им придется продавать свой бизнес, и в принципе готовы проститься с ним за хорошую цену.
Поскольку хорошую цену могут предложить, прежде всего, иностранцы, то местные банкиры активно выступают против их прихода, стараются отодвинуть этот момент и ужесточить условия.
Но на самом деле публичное сопротивление есть ни что иное, как формирование хорошей конъюнктуры для последующей продажи.
Чем больше
будет трудностей для работы иностранцев в России, тем больше они будут ценить партнерство с местными банками (читай покупку).
Плюс выигрыш времени на предпродажную подготовку.
Для себя же российские банкиры давно решили, что продажа банка иностранцу неплохой результат, потому что глобальная смена собственника и серьезная консолидация в банковском секторе неизбежна.
В других развивающихся и переходных странах, где происходили системные банковские кризисы, обычно возникал новый консенсус в отношении национального банковского сектора: спасение (bail-out) обанкротившихся учреждений проводилось с использованием государственных средств, однако сопровождалось частичным демонтажем патернализма в отношении сектора в целом.
В России государство минимизировало свои расходы по преодолению последствий кризиса, но и не более того.
Тот факт, что российская банковская система регулярно и неизбежно вовлекает общество в колоссальные издержки, на политическом уровне принятия решений не вызвала смены парадигмы с «контрольной» и протекционистской на «либеральную».
В мае 2000 г.
под эгидой Ассоциации российских банков был подготовлен проект «Концептуальных основ развития банковской системы России».
Программные документы такого рода, хотя и не обладают нормативной силой, однако представляют собой систему взглядов участников российского банковского сообщества и нередко предвосхищают по^ iу' Новиков В.М.
Банки, протекционизм и национальная безопасность // Российский экономический журнал, 1997, № 8, с.50.
247Банковское обозрение, 2004, № 10, с.6.

[Back]