Проверяемый текст
Верников, Андрей Владимирович. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой (Диссертация 2005)
[стр. 141]

140 присутствуют транснациональные компании.
Если иностранные инвесторы сочтут рынок той или
инои страны привлекательным и перспективным, то они будут готовы мириться со многими сложностями и ограничениями.
Несмотря на жесткое регулирование (в том числе валютное) в Китае, тысячи инвесторов пытаются закрепиться на этом огромном рынке.
И наоборот,
узкии по своей емкости рынок страны трудно сделать привлекательным с помощью самого либерального законодательства и даже прямых льгот инвесторам.
Это уже выяснили на своем собственном опыте некоторые
государства СНГ (Киргизия, Грузия и другие).
Следовательно, государственное регулирование лишь создает предпосылку для притока инвестиций, однако не гарантирует его.
Об этом надо помнить, анализируя возможные последствия вступления в ВТО и другие изменения регуляторного режима в отношении иностранных инвестиций в банковский сектор.

В завершение главы необходимо сформулировать основные выводы, полученные в результате комплексного анализа российской банковской системы в контексте активизации деятельности иностранного капитала по захвату российского рынка финансовых услуг: 1.
Банковская система России начала свое формирование менее 20 лет назад и по всем показателям своего развития существенно уступает банковским системам развитых стран.
Более того, банковские системы стран ЦВЕ также можно назвать более развитыми по сравнению с российской.
Несмотря на заметные улучшения последних лет, многочисленные российские банки все еще не справляются в полной мере с возложенными на них обязанностями по финансированию экономического развития.
2.
Государство, в отличие от большинства восточноевропейских стран не утратило контроля над ведущими банками страны.
[стр. 16]

сте с тем, мы не склонны чересчур глобализировать характер конкурентной борьбы, происходящей на каждом из национальных рынков банковских услуг, или утверждать, что в ней участвуют уже не только мировые гиганты, но и целиком их национальные экономики.
Как будет показано ниже, свое место в процессе освоения нарождающихся рынков и в интернационализации финансового сектора нашли как крупнейшие транснациональные банки, так и средние по размерам учреждения, не располагающие мировыми «сетями».
Высокий уровень конкуренции на «зрелых» рынках и в «зрелых» отраслях (к которым относятся и традиционные банковские услуги) заставляет банки промышленноразвитых стран искать новые возможности для приложения своего капитала.
Отсюда тенденция к экспансии на «нарождающиеся рынки» (emerging markets), еще не освоенные международным банковским капиталом.
По мнению К.Бух, «для банков привлекательны большие рынки, рынки, на которых уже существуют местные нефинансовые компании, и 1й рынки с либеральным режимом регулирования».
Международные сопоставления показывают, что масштабы присутствия иностранного банковского капитала зависят не только от вектора государственного регулирования.
Как в любой другой сфере, на динамику прямых иностранных инвестиций влияет целый комплекс различных объективных факторов, включая размеры рынка, потенциал его развития, наличие конкуренции, состояние инфраструктуры и многое другое.
Если иностранные инвесторы сочтут рынок той или
иной страны привлекательным и перспективным, то они будут готовы мириться со многими сложностями и ограничениями.
Несмотря на жесткое регулирование (в том числе валютное) в Китае, тысячи инвесторов пытаются закрепиться на этом огромном рынке.
И наоборот,
узкий по своей емкости рынок страны трудно сделать привлекательным с помощью самого либерального законодательства и даже прямых льгот инвесторам.
Это уже выяснили на своем собственном опыте некоторые
постсоветские государства (Армения, Киргизия, Грузия).
На рубеже 90-х годов в число «нарождающихся рынков» вошла большая группа постсоциалистических стран, отказавшихся от планового ведения хозяйства и приступивших к созданию экономик рыночного типа.
С самого начала, то есть еще до завершения этапа макроэкономической стабилизации, эти рынки привлекли к себе пристальное внимание иностранных банков не только как объект трансграничного кредитования, но и как сфера прибыльного приложения экпортируемого капитала для установления на этих рынках своего непосредственного присутствия.
«Международный капитал стремится доминировать не везде, а в наиболее прибыльных сферах деятельности», включая банковBuck, С.
Information or regulation: what is driving the international activity of commercial banks? Kiel Working Paper No.
1011, Kiel: Kiel Inst, of World Economics, 2000, p.3.


[стр.,199]

А Л у значит, необходимые ограничения важно зафиксировать на настоящем этапе.
Эта рекомендация не подкрепляется анализом того, необходимы ли ограничения в принципе, кому именно они необходимы и зачем.
Между тем, введенные превентивно («на всякий случай») ненужные ограничения, могут, как и любые торговые ограничения, нарушить оптимальное размещение ресурсов и нанести вред экономике.
В России приватизация почти не затронула банковский сектор.
Попытки Агентства по реструктуризации кредитных организаций привлечь к санации обанкротившихся в 1998-1999 гг.
банков успеха не имели.
Вопрос о приватизации (целиком или по частям) с участием иностранного капитала крупнейшего банка страны Сбербанка России не стоит на повестке дня.
Нам представляется, что в других странах СНГв ближайшее время может произойти дифференциация по отношению к иностранному банковскому капиталу.
В одной группе государств сохранится осторожная политика дозированного привлечения иностранных операторов.
Однако могут появиться и страны, которые решат пойти по пути переходных экономик ЦВЕ и ЮВЕ, широко открыв двери для иностранного капитала.
Вероятной видится либерализация на Украине.
В Казахстане есть планы снятия всех ограничений на деятельность иностранного капитала, однако не одномоментно, а по окончанию переходного периода.
Такая политика будет однозначно поддержана международными организациями, прежде всего Европейским союзом, ВТО, МВФ, МБРР и ЕБРР.
Государственное регулирование лишь создает предпосылку для притока инвестиций, однако не гарантирует
такого притока.
Об этом надо помнить, анализируя возможные последствия вступления в ВТО и другие изменения регуляторного режима в отношении иностранных инвестиций в банковский сектор.

На первый взгляд может показаться, что вектор государственного регулирования в странах ЦВЕ и в России противоположный, однако это не так.
Если либерализация по отношению к иностранному капиталу это объективный и закономерный процесс, то вопрос заключается в периодизации той эволюции, которую претерпела государственная политика.
На первом этапе перехода к рынку практически ни одна страна ЦВЕ (возможно, за исключением Венгрии) не открывала широко двери перед прямыми иностранными инвестициями в банковском секторе.
В середине 90-х годов политика меняется, достигнув логической кульминации в приватизационных аукционах конца прошлого десятилетия.
Как и по некоторым другим критериям перехода к рыночной экономикой, Россия осуществляет аналогичные преобразования с определенным отставанием, лагом во времени.
274Головнин М.Ю.
Банковские системы в переходных экономиках // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 2, с.25.

[Back]