Проверяемый текст
Верников, Андрей Владимирович. Иностранный банковский капитал в странах с переходной экономикой (Диссертация 2005)
[стр. 44]

конкурентов и даже ведущих местных операторов.
Это не позволяет решить задачу завоевания определенной доли рынка, а,
как уже отмечалось, в иностранных штаб-квартирах главным критерием является именно доля рынка.
Развитие
за счет внутренних ресурсов —это не только медленный, но и достаточно дорогой путь.
Представление о том, что в Восточной Европе строительство филиальной сети намного дешевле, чем на Западе, не соответствует действительности, в чем уже убедились некоторые европейские банки.
Создание такой сети в Польше стоит примерно столько же, сколько во Франции, а в России, возможно, и дороже.
Что же касается развития через приобретение других банков, то в данной сфере поглощения всегда носят дружественный характер.
Недружественные поглощения в финансовом секторе большая редкость даже в агрессивной бизнес среде
стран с формирующимися рынками, хотя в отраслях реального сектора они достаточно распространены.
Поэтому стратегические иностранные инвесторы всегда ждут «особого приглашения» от правительства либо от местных операторов.

В связи с этим, распространение получили следующие методы приобретения местных банков: ■ Приобретение действующего местного банка в рамках приватизации, либо в результате банкротства.
Вхождение в капитал действующего местного банка с целью последующего установления контроля над ним.
■ Портфельная инвестиция в действующий банк.
Поглощение другого иностранного банка, владеющего дочерней структурой в данной стране, либо покупка местного бизнеса у другого иностранного банка.
Покупка доли участия у международной финансовой организации.
43
[стр. 34]

сделаны там, где правительство поставило себе цель как можно быстрее приватизировать банковский сектор либо активно привлекало иностранный капитал к санации проблемных кредитных организаций.
Там же, где приватизация шла труднее и медленнее, происходил рост иностранных дочерних банков и филиалов на собственной основе.
Характерно, что в ходе приватизации государственных банков основные приобретения были сделаны региональными банками из стран Европы.
С другой стороны, игроки глобального уровня действовали гораздо осмотрительнее, развивались в основном на собственной основе («органично») и почти не совершали крупных приобретений на «первичном» рынке, то есть непосредственно у местных владельцев, будь то государство или частные национальные инвесторы.
Единственную свою крупную покупку американская Citigroup сделала в Польше.
Выскажем предположение, что игроки уровня Citigroup, английского HSBC, немецкого Deutsche Bank или голландского ING сознательно придерживались на первом этапе освоения восточноевропейского рынка выжидательной тактики для того, чтобы избежать распыления ресурсов и позволить средним региональным банкам провести первичное освоение рынка, а затем приобрести доказавший свою жизнеспособность бизнес целиком.
Пример тому это поглощение Bank Austria/CA германским HVB, в ходе которого последний получил коммерческое присутствие сразу в нескольких странах данного региона, включая Австрию, и крупный портфель высокодоходных активов.
Метод развития на собственной основе не требует особых пояснений и предполагает расширение деятельности через рост объемов операций, создание новых структурных подразделений, расширение клиентской базы, развитие сети региональных учреждений, диверсификацию продуктового ряда и освоение всё новых сегментов рынка, вовлечение дополнительных категорий клиентуры.
Как правило, такое развитие финансировалось через капитализацию зарабатываемой банками прибыли и через трансферт ресурсов от материнского банка как в виде дополнительных взносов в уставный капитал и субординированные кредиты (также учитываемые в объеме собственных средств), так и в виде кредитования на более или менее рыночных условиях.
Достоинство «органичного» развития в его устойчивости и поступательности; при таком варианте сводятся к минимуму риски отторжения присоединяемых чуждых структур, столкновения разных культур управления и просто неполной управляемости.
К недостаткам же можно отнести невысокие темпы, что в условиях динамичного рынка часто оборачивается отставанием от более агрессивных иностранных конкурентов и даже ведущих местных операторов.
Это не позволяет решить задачу завоевания определенной доли рынка а
в иностранных штаб-квартирах главным критерием является именно доля рынка.
Развитие
на собственной основе это не только медленный, но и достаточно дорогой

[стр.,35]

путь.
Представление о том, что в Восточной Европе строительство филиальной сети намного дешевле, чем на Западе, не соответствует действительности, в чем уже убедились некоторые европейские банки.
Создание такой сети в Польше стоит примерно столько же, сколько во Франции46, а в России, возможно, и дороже.
Что же касается развития через приобретение других банков, то в данной сфере поглощения всегда носят дружественный характер.
Недружественные поглощения в финансовом секторе —большая редкость даже в агрессивной бизнес-среде
постсоциалистических стран, хотя в отраслях реального сектора они достаточно распространены.
Поэтому стратегические иностранные инвесторы всегда ждут «особого приглашения» от правительства либо от местных операторов.

Распространение получили следующие методы: • приобретение действующего местного банка в рамках приватизации либо в результате банкротства;вхождение в капитал действующего местного банка с целью последующего установления контроля над ним; • портфельная инвестиция в действующий банк; • поглощение другого иностранного банка, владеющего дочерней структурой в данной стране, либо покупка местного бизнеса у другого иностранного банка;покупка доли участия у международной финансовой организации.
До середины 90-х годов иностранные банки развивали свою деятельность в постсоциалистических странах через свои дочерние учреждения, поскольку первый этап приваА тизации в Восточной Европе, как правило, обошел банки стороной.
Затем приватизация банков вышла на первый план в экономической политике этих стран, и если в первой половине прошлого десятилетия первоочередной продаже принадлежали обанкротившиеся либо ослабленные по какой-либо причине и убыточные финансовые учреждения, то теперь на продажу были выставлены и нормально функционирующие банки.
Иностранные операторы с энтузиазмом откликнулись на приглашение: практически в каждом приватизационном конкурсе участвовали и конкурировали между собой по нескольку иностранных соискателей.
Основные приобретения, сформировавшие нынешнюю структуру рынка, были сделаны именно в тот период, хотя в отдельных странах ЦВЕ и ЮВЕ (Польша, Словения, Румыния, Сербия и Черногория) процесс приватизации не завершен до сих пор.
46Financial Times, 18.11.2002.АП К 1996 г.
Венгрия приватизировала лишь два крупных банка, Польша —четыре.
В Чехии и Словакии несколько банков были приватизированы в обмен на ваучеры.
В начале 90-х годов были случаи, когда государство сознательно не допускало иностранцев к участию в первичной приватизации банков (Чехия).

[Back]